Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Читальный зал Сущность и происхождение зла
Сущность и происхождение зла Печать

Теодицея в трудах святителя Василия Великого

Многими скорбями надлежит
нам войти в Царствие Божие.
(Деян. 14:22)

Все мы видим, как нам кажется, несправедливость жизни, зло, которое разрушает и губит людей, жестокость, болезни. И быть может, задумываемся, почему так происходит, для чего и зачем?

Над этими вопросами думает практически каждый человек. Но только тот, кто познал Истину, знает правильные ответы на них. Люди же, которые еще не смогли по каким-либо причинам открыть для себя Христа и Его благовестие, блуждают в поисках ответа на эти вопросы, приходя к далеко не лучшим выводам.

Что это за люди? Это те, кто не имеет твердой веры в Бога и упования на Него. Они задаются вопросами о происхождении зла в мире: болезней, стихийных бедствий, воин, страданий и, наконец, смерти. Зная, быть может, о Боге как о Творце всего, они, по ложному рассуждению, относят и зло к творениям Бога. Такие рассуждения встречаются и в литературе, например в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Один из братьев, Иван, заставляет на время младшего брата Алешу поколебаться в своих убеждениях о благости Божьей, ставя перед ним вопрос о безвинно пострадавшем ребенке. А сколько безумных обвинений в адрес Бога можно встретить в нашей повседневной жизни? Попадая в трудные жизненные обстоятельства, люди задаются вопросами: зачем? почему? за что?

В IV веке святитель Василий Великий дал ответы на все эти вопросы. И вот как он на них отвечал.            

При постановке вопроса о происхождении зла, в своей беседе о невиновности Бога во зле (теодицея), отвечая на все эти вопросы и опровергая обвинения в адрес Бога, направляет мысль вопрошающего, прежде всего в себя, пытаясь помочь человеку увидеть причину своих бедствий. Для этого он приводит в пример различные жизненные обстоятельства и толкует Священное Писание, показывая причины зла, разновидность и последствия его.

Приводя в пример жизнь святого псалмопевца и пророка Давида, жизнь которого подвергалась различным испытаниям и искушениям, Святитель Василий указывает, что  сам пророк, страдая взывал: Господи, что ся умножиша стужающии ми (Пс. 33:2)? Но святой Давид всегда возлагал свои упования на Бога и, ожидая помощи свыше, верил, что Бог по особенному домостроительству предаёт нас скорбям, по мере веры посылая и меру испытаний. В своих псалмах он выражал упование на Бога, благодарил Его, а также видя, что люди не желают оставить своё нечестие, когда встретят хоть малое огорчение в жизни и, не перенося затруднительных обстоятельств, начинают колебаться в мыслях: имеет ли Бог попечение о здешнем мире и справедливо ли всё происходящее? А если испытания не проходят, то дерзают говорить в сердце своём что нет Бога: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 3:1). А если для них нет Бога, то, стало быть, всё позволено? Не от этого ли худого суждения происходят притеснения, убийства, ложь, страсти подобные животным и не от этого ли в мир входит зло?

Святитель Василий Великий говорит, что действительно безумен тот, кто говорит: несть Бог. Но близок и нимало не уступает ему в бессмыслии и тот, кто говорит, что Бог  –  виновник зла, отрицая тем самым благость Бога. Поэтому и в том и в другом случае отрицается Бог.

По учению святителя Василия Великого, зло само в себе зависит от нас, от нашего произволения, чем являются: неправда, распутство, неразумие, робость, зависть, убийства, отравы, лживые дела и все однородные с ними страсти, которые, оскверняя душу, созданную по образу Сотворшего, обыкновенно помрачают её красоту. Те же обстоятельства которые вызывают у нас трудности или болезненные ощущения: телесную болезнь, раны, недостаток необходимого, ущерб имущества, потерю родных, посылаются по мысли святителя, для пользы самого человека, меняя в нём либо какие-то худые намерения ведущие ко греху, либо отводят саму возможность совершать грех.

Поскольку мы являемся творениями благого Бога и находимся во власти Того, Кто устраивает всё до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией, замечает святитель. Если же на всё есть благая воля Божия, либо попущение Его, обращенное, опять же ко благу, для спасения души человека, то на всё происходящее в жизни следует смотреть через призму этой утверждённой истины. Так, например, неизвестно, какова бы была дальнейшая судьба ребёнка, если бы его жизнь не прервалась в юности. Или же, если человек ведёт злодейскую жизнь, то кто назовёт его смерть злом? Бедственные обстоятельства постигают такого человека потому, что он по собственному своему изволению  выбирает путь зла.

Опровергая ложные обвинения совопросников века сего, которые ухищряются и само Священное Писание обернуть против Бога, пытаясь сделать Его виновником зла, святитель Василий Великий пишет, что ни одно из мест Писания не даёт основание так полагать. Например слова: Аз устроивый свет, и сотворивый тму, творяй мир и зиждяй злая (Ис. 45:7) говорят о том, что Бог есть творец твари, а не зла. Под миром же понимается мир душевный, который водворяется посредством преобразования зла в добро. Слова: Аз убию и жити сотворю, поражу и Аз сотворю (Втр. 32:39) надо понимать как внушение страха и исцеление. Умерщвляется плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда. Так и врач, леча больного, причиняет ему боль, но выздоровевший, в последствии благодарит врача. О зле же во граде еже Господь не сотвори (Ам. 3:6) понимаются бедствия, которые посылаются на грешников к исправлению прегрешений, чтобы предотвратить порождение худших зол. Таким образом, Бог истребляет зло, а не посылает его, как и врач истребляет болезнь, а не влагает её в тело. Различные же стихийные бедствия с многочисленными жертвами бывают для того, чтобы уцеломудрить оставшихся. Злом же святитель называет грех, который зависит от нашего произволения, так как в нашей воле или удержаться от порока или быть порочным.

Святитель Василий выделяет тем самым важное различие, показывая, что такое зло действительное, которое есть грех и конец его – погибель и что такое зло мнимое, болезненное по ощущению, но имеющее силу добра. Так, например страдания, насылаемые к обузданию греха, плоды которых – вечное спасение душ. Поэтому нельзя считать виновником зла Того, Который при мироздании сотворил вся добра и добра зело (Быт. 1:3). Зло же есть лишение добра и, являясь безобразным, не может происходить от добродетели. Оно не рожденно и не нерожденно, утверждает святитель. То есть зло не имеет своей сущности, оно не субстанциализировано, но оно есть.

Зло есть и его много пролито в мире. Откуда оно, если не безначально и не сотворено, что, в конечном итоге, послужило его появлению? Для того чтобы лучше понять ответ на этот вопрос, Святитель Василий приводит аналогии с животным миром. Животные, говорит он, сотворены с устройством, которое им прилично по естеству и введены в жизнь с совершенными членами. Подвергаются же они болезни потому, если не уклонятся от того, что им не естественно – либо от плохого корма, либо от другой какой болезнетворной причины. Следовательно, заключает святитель, Бог сотворил тело, а не болезнь, а также душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей свойственно. Высшим же благом для неё было пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Когда душа отпала от Бога по своему произволению, то стала страдать различными недугами. Произволение же души, как известно, опирается на свободную волю человека, дарованную ему Богом. Таким образом, человек может выбирать между добром и злом: добро творити или зло творити; душу спасти или погубити (Мк. 3:4).

Так, праотец Адам, произволением своим был с Богом в раю, имея все блага, подобно ангелам. Но, прельстившись, уклонился от послушания Богу и потерял и рай и блаженство, сделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству, указывает святитель. А поскольку он согрешил по причине своего худого произволения, то и умер  по причине греха, о чём и Апостол повествует, что оброцы бо греха, смерть (Рим. 6:23). Следовательно, говорит святитель, Адам сам себе уготовал смерть через удаление от Бога по написанному: яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут (Пс. 72:27) и, делая вывод, заключает: «не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли её на себя лукавым соизволением». Смерть же повлекла за собой и болезни, и страдания, а поскольку воля человека стала поломанной и удобопреклонной ко греху, то часто склоняясь к худому, он стал сам навлекать на себя несчастья. На внутреннюю причину страданий указывает и Христос Спаситель говоря: не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5:14).

Отвечая на вопрос тех, которые вопрошают: «почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так, что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели?» святитель Василий говорит, что Богу угодно не вынужденное, а совершаемое по добродетели, которое происходит от произволения, а не от необходимости. Не иметь же произволения, это всё равно что являться куклой или запрограммированной машиной, которые не имеют свободной воли, а действуют так, как ими распорядятся.

Разбирая причины зла, невольно возникает вопрос, что или кто склонило человека ко греху, не мог же человек внезапно перестать хотеть быть всегда с источником и подателем всех благ – Богом? Священное Писание говорит нам о дьяволе искусителе, который также является творением Божьим. Упоминание о нём невольно ассоциируется со злом, но откуда он, если зло не от Бога? Здесь святитель Василий приводит те же рассуждения, что и о человеке, который лукав по своему произволению. Так и дьявол, будучи ангелом – Денницей, имел свободную жизнь и ему была дана власть пребывать с Богом или удалиться от Него. Но, поскольку наделённый огромной властью Денница, возгорделся и возжелал быть равным Богу, то  отпал от Него. Это отпадение от Источника блага есть не что иное, как зло. Укоренившись во зле, он уже не имеет возможности измениться, покаяться, так как вся его природа поглощена злом. Восприняв в себя порок зависти, падший Денница уже не мог сносить беспечальную жизнь человека в раю, через преуспеяние в которой он возвышался бы до ангельского достоинства. Коварством же и хитростью он обманул человека, указав ему дерево и обещая, что через вкушение этого плода человек станет как Бог: аще снесте, будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3:5). Таким образом, заключает святитель, дьявол не создан нашим врагом, но завистью приведён во вражду с нами.

Заповедь же о невкушении была дана человеку для испытания послушания, через которое человек укреплялся бы в делании добра, и, достигнув совершенства, получил бы бессмертие, как награду за добродетель. Но человек, преслушавшись воли Божией, получил смерть. Вражда же с дьяволом стала неотъемлемой частью земной жизни человека, так как враг захотел всецело подчинить себе человечество. Постоянно склоняя людей ко греху, он возжелал и их безвозвратно укоренить во зле. Но Господь, по Своему домостроительству, злое намерение направил ко благу так, что посредством этой борьбы человек мог укрепляться в избрании и делании добра, необходимого для спасения своей души.

Давая местоопределение дьяволу, святитель Василий говорит, что сатаной он назван потому, что противоборствует добру (от евр. сатан - противник). Дьявол же он потому, что бывает пособником и обвинителем нашим в грехе. Природа же его бесплотна, о чём говорит и Апостол – несть наша брань в крови и плоти, но к духовом злобы, – и, определяя его начальственное достоинство, продолжает – к началам, и ко властем, и к миродержителям тмы (Еф. 6:12). Место же начальствования в воздухе, по слову того же Апостола: по князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует в сынах противления (Еф. 2:2). Называется князем мира, потому что начальство его в странах надземных. Поскольку Писание обычно называет небом воздух, то поэтому и Господь видел сатану, яко молнию с небесе спадша (Лук. 10:18) то есть, свергнутого с собственного своего начальства и поверженного долу, чтобы попирали его возложившие упование на Христа. Придя на землю для спасения людей от греха проклятия и смерти, Господь наш Иисус Христос дал ученикам Своим и власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10:19).

Поскольку власть падшего ангела, со времени искупления Христом Спасителем рода человеческого, была ниспровергнута, то он не может нарушать свободы ни одного разумного существа. Искушения же дьявольские Господь попускает, во-первых, для посрамления и унижения самого дьявола и, во-вторых, для испытания и укрепления воли в добре своих последователей, а также, по учению святителя Василия Великого, для нашего врачевания и исправления, так как и по слову Самого Спасителя узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф. 7:14) и многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14:22).

Священник Александр Морозов.

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия