Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Читальный зал Успенский пост — Малый Великий
Успенский пост — Малый Великий Печать

1408201203Этот Богородичный пост кажется таким малым и незаметно пролетающим, что как будто бы и нечего о нем сказать. Но то, что порой мало в восприятии человеческом, часто бывает великим в очах Божиих. По этому поводу вспоминается ответ одной ученицы православной гимназии на вопрос о Пасхе — почему этот праздник считается величайшим в году. Последовал удивительный ответ: «Потому что этого никто не видел».

Действительно, у всех священных событий, воспоминание о которых стало для нас великим праздником, были свидетели: явно Божия Матерь была участницей Рождества Христова, Иоанн Предтеча был совершителем Крещения Господня и т.д. А как воскрес Господь — не видел никто! И подлинно — чем драгоценнее добро, тем оно незаметнее, как и абсолютное большинство милостей, посылаемых нам от невидимого Бога — Любви. Вспомним, кстати, что и о Пречистой Деве, величайшей в богоподражательном смирении, так мало сведений в Святом Евангелии. И в свете этой мысли об уподоблении в умалении рассмотрим чин Успенского поста.

Пасха Божией Матери, честное Ее Успение, предваряется, по подобию Пасхи Господней, строгим постом. Там перед Страстной — Святая Четыредесятница, здесь — приуготовительная четыренадесятица; там  в середине постного пути — Крестопоклонная неделя, здесь — тоже поклонение крестное, правда, в самом начале поста и только однодневное: в праздник Происхождения Честных Древ. Уже на основании этих наблюдений можно смело определить Успенский пост как малый Великий. Но параллели на этом не кончаются. Как правило, на предуспенские дни попадает Неделя 10-я по Пятидесятнице. Замечательно, что в этот воскресный день читается за Литургией Евангелие по Матфею об исцелении Господом бесноватого отрока. Но ведь практически то же самое чтение, только по евангелисту Марку, бывает в Неделю 4-ю Великого поста (ср. Мф. 17: 14–23 и Мк. 9: 17–

31). Характерно, что в обоих упомянутых отрывках говорится о воздержании как средстве духовной брани с врагом человеческого спасения: сей же род изгоняется только молитвою и постом (ср. Мф. 17: 21 и Мк. 9: 29). И еще — событие, о котором повествуют оба евангельских фрагмента, следует — и по Матфею, и по Марку — сразу за рассказом о Преображении Господа Иисуса Христа на горе Фаворской. На связи празднования Церковью этого священного события с чином как Успенского, так и Великого поста остановимся поподробнее. В народном благочестии Преображение усвоило наименование «яблочного Спаса». И вот эта, казалось бы, низменная ассоциация с пищей — плодами и однодневное разрешение уставом вкушать рыбу — может помочь нам уяснить место данного праздника в церковном календаре. Ведь даже рыбное утешение, единственное в Успенском посте, — ради Преображения Господня — ясно напоминает о двукратном, как правило, разрешении на рыбу в великопостные дни (имеем в виду праздники Благовещения и Входа Спасителя в Иерусалим). Но здесь видим не только параллелизм и известное умаление (два против одного), но также и некий диалог: Пасха Господня, как правило, предваряется двунадесятым праздником Богородичным (можно вспомнить в этой связи и о «малом» Благовещении — Субботе акафиста, празднике нашей похвалы Пречистой Деве), а Пасха Божией Матери — двунадесятым праздником Господним. Кстати, хронологически Преображение было за сорок дней до Страстей, но ради сохранения особого чина Святой Четыредесятницы мы отмечаем его в пост Успенский. И теперь этот светлый фаворский праздник теми же сорока днями отделен от малой Пасхи — Воздвижения, когда вновь, и скорбя и радуясь, поклоняемся Кресту и славим Воскресение. И первый день Успенского поста, когда начинаем петь воздвиженскую катавасию «Крест начертав», знаменует собой начавшуюся подготовку Церкви к малой Пасхе. И сам праздник Успения так же сияет небесным светом в ряду предвоздвиженских дней, как и акафистная суббота Похвалы, и чаще всего Благовещение в дни предпасхальные. Пост же Успенский исполняется и

приводит нас к чудному празднику Богородичной славы... На утрене Великой Субботы, когда вся Церковь — с Пресвятой Богородицей, мироносицами и тайными и возлюбленным учениками — погребает Тело Распятого Спасителя, мы приобщаемся вселенской скорби и предощущаем победу Воскресшего. А в успенские дни установилась святая традиция совершать чин погребения Матери Божией — чин скорбного ученикам расставания с Радостью их очей, расставания, прелагающегося на радость: радость обретения в Пречистой Матери Света-Христа, Богородительнице — нашей Небесной Матери, Заступницы и Ходатаицы, Споручницы грешных, Радости всех скорбящих, — Которой имеем теперь дерзновение взывать: 

Пресвятая Богородице, спаси нас! 

протоиерей Илья Шапиро

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия