Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Читальный зал Сердце Царя - в руке Господа
Сердце Царя - в руке Господа Печать

Завершена роспись храма Царственных Страстотерпцев в Гуслицком монастыре. Мы попросили руководителя иконописных работ Наталию Устинову рассказать о том, как проходила эта работа и что предстоит еще сделать.

― Наталия, в прошлой нашей беседе вы рассказали о трудностях, которые возникли в работе, о том, как непросто было изобразить Царственных Сестер в лазарете в стиле XV века. Как же все-таки удалось справиться с этой сложной задачей — изобразить согласно существующим в иконописи канонам Царственных Страстотерпцев на стенах храма?

 — Да, над этим пришлось потрудиться. Для этого подбирались соответствующие материалы. У нас есть много фотографий Царской Семьи, сделанных в XX веке. Императрица Александра Федоровна с двумя старшими Великими Княжнами Ольгой и Татьяной окончили курсы сестер милосердия. В Царском Селе был развернут дворцовый, или собственный Ее Величества, лазарет, в котором она почти ежедневно — как позволяло здоровье — бывала. Она занималась перевязками, обходила палаты, нередко часами сидела в изголовье тяжелобольных и умирающих. Великие Княжны тоже с радостью занимались этой тяжелым трудом. Все это надо было изобразить и переложить на символический язык. Дворец в росписи представлен также условно, его изображает колоннада. В других композициях такие моменты тоже есть. Например — миропомазание Царя Николая. Кувуклия с престолом изображает алтарь. Перед алтарем святитель помазывает Царя. Происходит это в Успенском соборе (он изображен одной стеной).

 На все эти росписи ушло много времени. Сложно, конечно, было современный материал изобразить в древнем стиле. Церковный художественный язык — творчество не одного человека. Это накопление вековых традиций, которых необходимо придерживаться в нашей работе. К тому же монументальных изображений (изображений большого формата, согласованных с архитектурой)Царских Мучеников нет даже в Екатеринбурге. Ведь прославлены они недавно. Икон много, а фресок мало. Поэтому приходилось работать очень тщательно над каждой деталью. В частности, надо было продумать изображение одежд, интерьера того времени.

3 полоса - 2

При росписи храма учитывается его архитектура?

— Да, конечно. При росписи стен храма художник должен всегда учитывать стиль и характер архитектуры. Если пропорции негармоничны, то трудно это исправить в живописи. Надо было продумать и то, каким будет потолок. Древние архитекторы никогда не делали плоские потолки в храмах ― только полукруглые, купольные или двускатные. Двускатная форма потолка — одна из самых старинных, так как древние храмы строились в форме базилик. Базилика — это прямоугольное в плане здание с двускатной крышей. Такого типа постройки сохранились в Греции, Сербии, Грузии, и они бывают разной величины. Подобные потолки, как правило, не расписывались. Оставляли их как есть — из построенного материала. Перекрытия оставались при этом открытыми. Так же получилось и у нас — деревянный нерасписанный потолок с открытыми перекрытиями. Архитектура нашего храма диктовала необходимость поделить стены на два яруса. Один — по уровню окон: там изображены святые, другой — выше, где изображены шесть композиций о Царской Семье.

3 полоса-1

Расскажите, пожалуйста, подробнее про эти композиции.

 — Первая композиция рассказывает о миропомазании Царя Николая II на Царство. Находится она справа от алтаря. Помазание на Царство было установлено еще в ветхозаветные времена. Миропомазание — это Дар Святого Духа, а не просто обряд. Человек, принявший помазание, как бы заново рождается. Его личность претерпевает глубочайшие изменения. И прежде всего устанавливается совершенно особая связь Царя с Богом, в чем-то похожая на ту, которая существовала между Богом и пророком. Пророк слышал в своей душе глас Божий и возвещал волю Божию народу. Сходное переживал и Царь, когда ему надо было решать вопросы государственного управления. Послушный велению Божию Царь делался выразителем Божия Промысла. Через Царя управлял народом Сам Бог. «Сердце Царя — в руке Господа...» (Притчи. Глава XXI, I) — в этом выражена сама суть помазания на Царство. Русских царей помазывали всегда. Это Таинство мы приняли от Византии. Торжество длилось несколько дней. И это событие праздновала вся страна. И в день миропомазания Царь причащался в алтаре по чину священнослужителей.

Следующая композиция изображает прославление в 1903 году преподобного Серафима Саровского, которое совершилось благодаря Николаю II. Решение вопроса о канонизации все откладывалось и откладывалось, пока наконец Государь Николай II, ознакомившись с материалами, дал повеление: «Немедленно прославить!» «Того царя, который меня прославит, — говорил преподобный, — и я прославлю». В дни открытия его мощей Саров и Дивеево посетила Царская Семья. Государь с архиереями нес раку со святыми мощами, и народ пел в великой радости Пасху, что и предсказывал батюшка. Сохранились фотографии того времени. На нашей росписи в этом событии изображен и архимандрит, в будущем митрополит Серафим Чичагов, ныне прославленный в лике святых. Дело в том, что во время шествия по территории Саровского монастыря мощи несли по очереди. Мы все это объединили в одной композиции. Известно, что в это время от святых мощей было много исцелений. Выглядело шествие очень торжественно, люди стелили под ноги несущих раку с мощами красивые полотенца. На росписи изображен мальчик, постилающий полотенце перед процессией.

На третьей композиции изображен лазарет, где Царственные Сестры ухаживают за раненым солдатом.

Четвертая композиция называется «Последняя обедница». Ее служил приглашенный священник, и на ней присутствовали Царские Мученики. Она проходила 14 июля, а 17 июля состоялся расстрел. Известно, что когда диакон запел «Со святыми упокой», хотя по уставу не предполагалось это произносить, то вся Царская Семья встала на колени и молилась, предчувствуя свою кончину.

Пятый сюжет запечатлел убиение Царственных Страстотерпцев. На нем мы видим расстрел Семьи в подвале Ипатьевского дома.

На шестой композиции изображено видение святому Макарию Московскому (†1917). Во сне он видел громадное поле, на котором Царь Николай раздает манну русскому народу. В это время голос Божий говорил, что Государь взял вину русского народа на себя и русский народ прощен.

— Кроме Царственных Страстотерпцев на стенах изображены еще Новомученики и Исповедники Российские. Их присутствие как-то связано с Царской Семьей?

— Да, многие из них близки нам по времени. Мученические подвиги Царской Семьи и Новомучеников Российских очень важны для нас. И это одна тематика. Церковь за последние годы прославила более тысячи новомучеников и исповедников Российских. И нам захотелось запечатлеть эти подвиги хотя бы изображениями, так как не всем еще составлена служба. Все они - современники Царской Семьи, а многие из них общались с Царем.

— Скажите, чтобы приступить к работе над изображениями святых, нужно ли изучать их жития, взгляды?

— Конечно, в этом случае жития надо обязательно знать. Когда о святом есть только поверхностные знания, написать его невозможно. Как можно изобразить то, чего не знаешь? Читая о мучениках, узнаешь, что у каждого свой характер, свой путь к Богу. И все эти пути очень интересны и неповторимы. Но объединяет их одно — подвиг ради Христа. Их жизнь воодушевляет. Например, святитель Афанасий Сахаров, который написал службу всем русским святым. По воспоминаниям современников, он был добрым, любвеобильным человеком, несмотря на то, что более тридцати лет прожил в ссылках и лагерях. Кто-то другой в жизни мог выглядеть суровым. Когда знаешь, как жил человек, это помогает в написании образа.

— Когда художник творит чей-то образ на стене или холсте, не возникает ли ощущения связи с ним? Быть может, вы больше стали понимать Новомучеников?

— Когда пишешь чей-то образ, действительно возникает потребность больше узнать об этом человеке, хочется помолиться ему. Новомучеников я писала не однажды. Первый раз было сложно. Надо было многое понять. А когда уже есть опыт написания, лица запоминаются и писать становится легче. Все эти люди не родились мучениками. Господь постепенно вел их к подвигу. А подвиг их удивляет и воодушевляет. Например, священномученик Вениамин Петроградский долгое время сидевший в одиночной камере, молился там с утра до вечера. Обычные люди в такой ситуации сходили с ума.  Увидев эту духовную высоту, удивились даже охранники. А священномученик Фаддей Тверской! Незадолго до смерти его посадили в тюрьму вместе с уголовниками, которые его обижали. Их главарю явилась Богородица и сказала, чтобы его не трогали. Все были этим потрясены и стали относиться к нему с большим уважением. Сравнение своих и их скорбей — это очень душеполезное занятие. Ведь они не год, не два, а целые десятилетия проводили в ссылках. Священномученику Петру Звереву, например, явилась великомученица Варвара и причастила его. Так что у всех Новомучеников жизнь складывалась по-разному, но подвиг у них один. И он действительно воодушевляет.

— Что за сюжеты мы видим в восточной части храма?

В восточной, алтарной части — традиционная иконография. Наверху находится композиция «Причащение апостолов», внизу — «Служба отцов» (совершение Литургии святыми отцами).

— Какие святые изображены на западной стене храма?

— Здесь изображены три монаха Гуслицкого монастыря, пострадавшие за веру и прославленные как преподобномученики, почитаемые святые: преподобномученицы Елисавета и инокиня Варвара, преподобные Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский. Над балконом — композиция «Вознесение Господне». К западной стене слева примыкает изображение святителя Филарета Московского, основателя нашего монастыря, справа – образ преподобного Силуана Афонского.

4 полоса

— В храме предстоит еще доделать иконостас. Иконы для него пишете тоже вы? Расскажите нам, пожалуйста, и об этой работе. Есть какие-то особенности в написании образов на стене и на доске?

— Иконостас у нас одноярусный. Справа от Царских врат будет находиться образ Спасителя. Рядом с ним — храмовая икона Царственных Страстотерпцев. Слева от Царских врат будет находиться икона Божией Матери «Феодоровская». Это фамильная икона Дома Романовых, и она связана с Царской Семьей. Как известно, российские государи часто женились на немецких принцессах. Чтобы обвенчаться с российскими монархами, будущие государыни принимали православие. Но у российской императрицы непременно должно было быть не только русское имя, но и русское отчество. И вот именно в честь Феодоровской иконы принцессы стали принимать отчество «Федоровна».

Слева от Богородицы — образ покровителя монашествующих Иоанна Предтечи «Ангел Пустыни». Название иконы взято из пророчества Малахии: «Вот, я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (глава 3, 1). Далее будут располагаться диаконские двери с изображениями архангелов — Михаила и Гавриила. Еще будут запечатлены образы наиболее почитаемых святых — Преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Что касается подхода к написанию образов на стене и на доске, то, конечно, он разный. У каждой работы своя специфика. Стена — это большое пространство, а икона — маленькое. Икона — моленный образ, рассчитанный на непосредственное общение человека с тем, кто изображен на иконе. Фреска – повествовательное изображение, несет в себе больше свободы в сюжете. Например, встречаются такие сюжеты, которые на иконе не принято изображать. Икона предназначена для того, чтобы молиться перед ней, поскольку на ней изображен конкретный образ. Перед фреской тоже можно молиться, но на ней изображаются более развернутые события из жизни святых. Здесь существуют свои монументальные задачи — все сюжеты должны взаимодействовать между собой. Да и изображения на стене пишутся не такими яркими красками, как иконы. Если всю площадь на стенах в храме расписать ярко, это будет тяжело для восприятия.

Технология письма на доске и на стене различается. Доску для иконы покрывают левкасом (мел с клеем), стену — особой штукатуркой. Для фрески и иконы используются по-разному приготовленные краски.

5 полоса

— Как предполагается украсить храм?

— Он будет украшен многочисленными лампадами, которые подвесят к балкам потолка. Это древняя традиция византийских и русских храмов. Праздничные и почитаемые иконы будут лежать на аналоях, так как небольшие пространства между окнами расписаны изображениями святых.

Благодарим вас, Наталия, и ваших помощников за проделанную работу. В этом чудесном храме хочется молиться, чувствуется что все здесь расписано с любовью. Мы надеемся, что скоро сможем приходить сюда на службы. Здоровья вам, духовной крепости и радости о Господе нашем!

 

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия