Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Новости Любовь долготерпит и не ищет своего
Любовь долготерпит и не ищет своего Печать
05.02.2013 15:48

Двадцать седьмого января в Гуслицком монастыре состоялась встреча с известной православной писательницей Наталией Евгеньевной Сухининой. Герои ее рассказов — люди, встречи с которыми состоялись во время многочисленных творческих командировок автора в самые разные уголки России. Тема творчества Н. Е. Сухининой — нравственный выбор между любовью и ненавистью, между памятью и забвением, между добром и злом, между жизнью с Богом и — без Него... Предлагаем вашему вниманию беседу Наталии Евгеньевны с нашими прихожанами.           

— Самая первая моя книга называется «Где живут счастливые?». Эта книга проверена временем, так как на сегодняшний день она переиздавалась одиннадцать раз. Мои книги начал издавать Троицкий собор в городе Яхрома. Они создали маленькое издательство и начали со мной сотрудничать именно с этой книги. В ней собраны рассказы и очерки, которые были написаны мною, когда я еще занималась журналистской деятельностью.

Затем вышла книга «Куда пропали снегири?». В ней собраны те очерки и рассказы, которые не вошли в первую книгу. Она тоже выдержала много тиражей.

Следующая моя книга называется «Какого цвета боль?». Моя боль здесь присутствует тоже, потому что это история женщин, которые находились в тюрьме города Самары. Владыка Самарский Сергий пошел мне навстречу, договорился, чтобы я поработала в этой зоне. И практически две недели, можно сказать, под ружьем, каждый день, как на работу, я ходила к этим женщинам. И должна вам сказать, что, когда я туда ехала, то предполагала, что увижу там уголовниц. А увидела наших, самых обыкновенных простых русских теток, которые где-то в чем-то когда-то преступили. Вот именно тогда я поняла всю глубину и актуальность поговорки «От сумы и от тюрьмы — не зарекайся». То есть там я увидела людей, которые некогда жили совершенно нормальной жизнью. Но жизнь эта оказалась очень хрупкой, потому что была построена на нарушении Божьих заповедей. И потому она развалилась в один момент. Вот это для меня было большим открытием и большой болью. Я не знала, как найти с ними общий язык, но слава Тебе, Господи, что все эти женщины, о которых здесь написано, на сегодняшний день, конечно, уже отбыли срок. А на тот момент они все ходили в тюремный храм. И я пришла туда, побыла на службе, а после попросила батюшку, чтобы он благословил меня обратиться к ним. Я сказала: «Я писательница и хочу послушать вас. Я не буду вас пытать, не буду лезть к вам в душу. Если у вас есть внутреннее желание рассказать мне о своей жизни, расскажите. Можете не называть своих имен, названия городов… Это совершенно не важно. Важна ваша судьба, ваша жизнь, ваше осмысление того, отчего вы здесь». Тогда эти женщины практически все остались...

05022013 3

Что такое поговорить с человеком? Это нужно день, полдня. Ежедневно они приходили ко мне, и каждая ждала своей очереди. У них была очень большая потребность высказаться, потребность осознать то, что с ними произошло. И после того, как я вернулась оттуда, сразу стала писать эту книгу. В ней одна повесть и пять рассказов. Все взято из жизни тех женщин. Изменены только некие обстоятельства, чтобы было неузнаваемо, имена и фамилии. Но в конце книги приведены списком настоящие имена всех этих женщин и сотрудников зоны, которые мне помогали, для того, чтобы можно было за всех них помолиться.И я вас прошу, если вам попадет в руки моя книжечка, помолиться об этих женщинах. К сожалению, я не знаю их дальнейшую судьбу, потому что не хватает ни сил, ни здоровья, ни времени следить за дальнейшей жизнью моих героев. Иногда это получается, чаще — нет. Предисловие к этой книге написал владыка Самарский Сергий. Очень благодарна ему за  помощь, которую он  мне оказал.

Книга «Белая ворона». Это удивительная история жизни одной женщины. Кто читал, те знают. Иногда кажется, что в ее правдивость невозможно поверить. Впервые услышала я о будущей героине моей книги от своей подруги, которая работала вместе с ней в одной больнице. Мне как-то сразу захотелось написать об этом. Но духовник ее не благословил. И это для меня было законом:  нет — значит нет. Я ждала семь лет. Семь лет эта история не шла у меня из головы. Я постоянно возвращалась к ней. И вот через семь лет опять решилась через подругу спросить, можно ли все-таки об этом написать. К тому времени женщина, о которой идет речь, была уже в монастыре. На этот раз она получила благословение от своего духовника. Вот так и родилась эта книжечка, и ко мне очень часто подходят на книжных ярмарках и говорят: «Зачем вы столько несчастий, столько страданий придумали?». Но я всем отвечаю, что все, в книге написанное, — не придумано. Я вообще не умею придумывать. Это минус, это признак непрофессионализма. Но я не вижу нужды что-либо придумывать, потому что и так в жизни происходит много удивительного. И повторюсь: все, что здесь написано, — правда.

Знаете, когда я узнала об этой истории, то мои проблемы, мои беды, мои сложности, которые есть, конечно же, у каждого, измельчали в момент рядом со страданиями этой женщины, которая не сломалась, а закалилась в этих страданиях. И она к Богу-то пришла через эти страдания. Писала эту книгу я очень тяжело, даже иногда с валидолом под языком. Но с другой стороны, если не будешь через себя все пропускать, то никто и читать не будет. Надо уже выбирать — или здоровье, или правду. Тут уже ничего не сделаешь.

Книга «Не продавайте жемчужное ожерелье» — для новоначальных. И она самая востребованная, несмотря на изобилие подобной литературы. На ярмарках ее покупают почему-то больше, чем все остальные. Это какая-то загадка для меня. В этой книге собран мой собственный маленький опыт. И познания праздников церковных, и какие-то истории икон, опять же реальные, которые происходили в нашей современной жизни.

Ну и, конечно, особый разговор о книге «Прощание славянки». Я взялась за очень трудное дело — написать документальную повесть. Совершенно реальный человек сидел передо мной, у нас было с ним много встреч по чуть-чуть. Потому что дольше мы оба просто не выдерживали. Герой, пожилой человек, начинал плакать, у него тряслись губы, и я понимала, что надо заканчивать разговор. «Да, я вам расскажу про свою жизнь, но никто не поверит в это. И вообще, тема войны сейчас никому не нужна, мы с вами просто потратим время», — сказал он. Но мне захотелось доказать этому человеку, Виктору Георгиевичу Гладышеву, герою «Прощания славянки», что тема войны — нужна! Я приложила массу усилий, мне помогли добрые люди, и мы сделали творческий вечер, посвященный этой книге. И если вы были на нем, то помните, сколько было в зале молодежи! Были суворовцы, были старшеклассники, были кадеты, и их не под ружьем туда привели. Они накануне прочитали книгу и просто пришли посмотреть на ее героя. И это не был мой творческий вечер, это была встреча с героем книги «Прощание славянки». А когда к нему выстроилась огромная очередь подписать книгу, я подошла к нему и говорю: «Виктор Георгиевич, посмотрите, какая очередь стоит, а вы говорили, что это никому не надо». Теперь он говорит: «Да, пока Наталия Евгеньевна пишет, я без работы не останусь». То есть его везде зовут, приглашают. Он не отказывает, он вообще стойкий оловянный солдатик. Откликается на все приглашения. Его приглашают и в интернаты, и в военные училища, и он везде бывает. Книга эта очень дорога тем, что я посвятила ее памяти своего отца, который артиллеристом прошел от Москвы до Берлина. Писалась она тоже очень тяжело. По ней снят фильм на православном канале «Радость моя». Теперь Виктор Георгиевич всегда ходит на наши вечера. Он уже знает, что его труд нужен. Совсем недавно ему исполнилось 80 лет. В книге «Прощание славянки» много удивительных историй, в которые, на первый взгляд, просто трудно поверить. Кто не читал, очень рекомендую почитать.

«Времена года» — это рассказы. Почему времена года? Потому что весна — это юность человеческой жизни, лето — зрелость, осень — какое-то подведение итогов жизни, а зима — подготовка к вечной жизни. Вот по этому принципу и сделана эта книга. То есть юность — это рассказы о юных и так далее. Писалась она у меня дома, в моем ущелье, на берегу моря (в Абхазии. — Ред.). Писала я ее с большим удовольствием и радостью. Эта книга стала лауреатом фестиваля Патриархии. Она получила серебряный диплом. Книга очень дорога мне. В ней много рассказов о тех людях, с которыми я знакома, с которыми дружу и с которыми у меня не хватает сил поддерживать добрые отношения. Когда меня спрашивают, с чего бы начать читать, я всегда рекомендую эту книжечку. Какая-то особенная у меня к ней любовь.

 Последняя книга — «Полет одуванчиков». В ней — история, которая произошла на самом деле, и я год за ней наблюдала, ждала, чем она все-таки завершится. Я не знала, чем она закончится. Здесь присутствует, как говорится, треугольник — девочка, муж и жена. Обо всем случившемся мне рассказывала девочка. Она познакомилась с одним молодым человеком. Было все очень красиво, радужно, счастливо и с перспективой. Но прошел год, и закончилась эта история по-другому, не так, как хотелось бы. Любовь — не моя тема. А взялась я за нее только из-за того, что это положительный опыт борьбы с искушением. Это может случиться с каждым. Вот эта ситуация, в которую попали трое. И как правильно из нее выйти? То, что они вышли из нее по-христиански, мне показалось дорогим опытом, которым было важно поделиться с другими людьми.

Публикуется в сокращении.

На сайте монастыря в разделе видео вы можете

посмотреть полную версию состоявшейся встречи.

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия