Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Читальный зал Светлая седмица
Светлая седмица Печать

Великий пост — самое одухотворенное время православного календаря — кончился, наступила Пасха, «Праздников Праздник и торжество торжеств», идет Светлая седмица, и — храмы опустели…

Верующие, сделав над собой последние усилия на Страстной седмице перед Пасхой, по возможности посещая последние великопостные богослужения и готовясь к встрече Воскресения Христова, теперь в большинстве своем отдыхают. Вроде бы это закономерно и законно. Но…       Вот что говорит 66-е правило VI Вселенского Собора о том, как должны верующие проводить Светлую Седмицу: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся». То есть Церковь не просто рекомендует, но заповедует специальным каноном всем верующим в первые семь дней после Пасхи как можно больше времени, а если возможно, то и непрестанно, находиться в церкви, участвовать в богослужении и причащаться Тела и Крови Христовых, — подчеркивая, что именно таким образом можно воскреснуть вместе со Христом.   На Светлой седмице священник выносит чашу со Святыми Дарами и говорит неизвестно кому: «Со страхом Божиим и верою приступите!» — поворачивается и уносит чашу обратно в алтарь. Большинство православных ведь предпочитают в эти дни «наслаждатися» не Святыми Таинами, а куличами и крашеными яйцами, и призыв святителя Иоанна Златоуста из его Слова на Святую Пасху: «Трапеза исполнена — насладитеся вси!» — понимается, к сожалению, не духовно, а в самом грубом и плотском смысле. Пост-то кончился, теперь и поесть наконец-то можно…

Поясняет епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности:

— Богослужения Светлой седмицы выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Таин. Молитвенное правило в эти дни особое — пасхальное и очень короткое. Часы и вечерняя служба тоже краткие — все приспособлено к тому, чтобы любой человек мог ходить в храм каждый день. Пасха — это безусловная радость, радость вопреки всему. Все семь дней Светлой седмицы — это как бы один непрекращающийся день. Такое ощущение, что солнце в эти дни не заходит: повторяется одна и та же служба, причем она практически целиком поется, а не читается.

Частое причастие на Светлой седмице — это награда тем, кто соблюл пост. Поститься в эти дни не обязательно, потому что мы постились уже весь Великий пост пред этим. Для чего мы постились 48 дней (40 дней Великого поста, а потом еще Страстную седмицу)? Именно для того, чтобы на Пасху причащаться. Перед Причастием в эти дни читаются молитвы к Причастию (без псалмов), канон к Причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов.

Что касается исповеди на Пасху — у разных священников разная практика. Кто-то читает только разрешительную молитву, кто-то разрешает причащаться в первый день после Пасхи без исповеди.

Конечно, причащаться каждый день трудно. Это скорее идеал, к которому нужно стремиться. И радоваться нам трудно. Радоваться труднее, чем каяться и плакать о грехах.

265042013 9

Крестный ход на Светлой седмице в Оптиной пустыни

У нас в храме мы обычно разрешаем причащаться в любые три дня Светлой седмицы. Если люди постились, готовились к Пасхе, но проводят эту седмицу вне Церкви, не участвуют в Таинстве Евхаристии, получается, что они забирались, забирались на гору — и ухнули опять вниз. Разговелись — и все. А если человек готовился и теперь по мере своих сил старается и в Светлую седмицу ходить в храм, причащаться, то он остается на этой вершине и потом спускается с нее медленнее. Если так не жить, то, бывает, человек после Пасхи впадает в уныние.

Светлая седмица — это не время загула, нельзя пускаться «во все тяжкие», проводить время в кино, театре, книги запоем читать, есть чрезмерно, супруги в это время воздерживаются от супружеского общения. Пасха — это радость Царствия Небесного. В Царствии Небесном мы не будем кушать крашеные яйца, ходить в кино, не будем читать детективные книжки, не будем играть в компьютерные игры — но там радости будет больше, чем здесь, на земле! Святые ради этой радости уходили от мира. Преподобный Сергий Радонежский ушел в лес не потому, что он решил себя наказать, не жениться, не иметь детей. Он ушел и там обрел совершенную радость, ту радость, которая превышает все земные радости вместе взятые. Эту радость ощутил Мотовилов, когда преподобный Серафим Саровский явил ему, что значит быть в Духе Святом. К этой радости мы должны постараться приобщиться в Светлую седмицу.

Эта радость ощущается в храме. Ведь на пасхальную службу приходит много людей неверующих, нецерковных. Почему? Их влечет эта радость, эта тайна Воскресения.

В эти дни, конечно, можно делать добро, можно гулять на природе, ходить в гости — но нужно помнить о Христе. Настоящая радость будет со Христом.

Смысл христианства — это Пасха. Нам очень сложно постоянно находиться на этой высоте, поэтому мы поневоле спускаемся вниз, а преподобный Серафим, например, жил этой радостью всегда. «Радость моя, Христос воскресе!» — говорил он во все дни года. И апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16). Христианство — это и есть Пасхальная радость. Все превосходящая радость победы над смертью, над злом, радость избавления от ада, избавления от власти дьявола. Это радость о Воскресении Христа.

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия