Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Читальный зал Как правильно молиться?
Как правильно молиться? Печать

Человек приходит в храм для молитвы, богообщения, теснейшего единения с Богом. Получится ли это, зависит от того, правильно ли построена его молитва. 

 О правильной молитве

Сегодня, братья и сестры, мы слышали поучительную для всех нас притчу о мытаре и фарисее, которая является подготовительной к Великому посту. В ней Господь показывает нам истинный образ богообщения и правильную молитву. Мытарь молился той молитвой и следовал именно тому образу, который некогда заповедал Господь, говоря: «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:6).

11022014 1

Что обычно происходит с тем, кто не следует слову о молитве, которое сказал Сам Господь? Человек, стоя в храме на молитве невнимательно, рассеянно, начинает думать о том, как он стоит, во что он одет, о своих житейских проблемах, о делах, а дальше начинает осуждать ближних – смотрит, кто в чем пришел, как молится, крестится или нет, встал ли на колени. Какое это имеет отношение к молитве? А ведь человек пришел в храм Божий именно с целью молитвы, богообщения, теснейшего единения с Богом. Получится ли это, зависит от того, правильно ли построена его молитва. Мытарь смиренно молится Богу, говоря только: «Боже, милостив буди мне, грешному». Он видел высоту Бога, глубину падения, свое грехолюбие.

11022014 3Понимал, что грешит и не  может отстать от греха, так он ему сладок и приятен. Вроде бы и надо побороть грех, но очень не хочется с ним расставаться, потому что настолько с ним сросся и привык. Именно это и видит в своем сердце мытарь и не ищет оправдания себе. И вот эта «неоправдательная» молитва очень угодна Господу. Часто приходится слышать – я сделал такой-то грех, потому что меня склонили. Это похоже на то, как вел себя Адам, когда пал он и его жена. Господь пришел, призывая его к покаянию, и спросил: «Адам, где ты?». Не в смысле физического местоположения, под каким деревом он находится, а Он спрашивает о его духовном состоянии, о его расстоянии до Бога, потому что грех очень далеко уводит от Господа. Потому что когда человек творит грех, для него Бога нет, для него важно совершить грех, получить удовольствие или удовлетворить свою страсть. Вот Бог и спрашивает: «Адам, где ты?». И Адам, вместо того, чтобы «неоправдательно» покаяться, не ища никаких причин, вместо того, чтобы просто бы сказать: «Боже, милостив буди мне, грешному!», начал оправдываться, говоря, что во всем виновата жена, и Ты, который дал мне ее.

Дар чистой молитвы

Зададимся еще одним вопросом: как же мытарь получил такой дар молитвы, такой дар сердечного, слезного покаяния. Что же он делал? Мы разве видим борьбу его со страстями? Мы не видим, чтобы он делал 40 поклонов 40 дней, читал молитвенные правила. Такое чувство было дано мытарю как дар. Но не просто дар, а дар за факт обращения к вере и желание переменить жизнь, за осознание своей вины перед Богом и перед ближними. Господь первое время обращения человека дает именно такой дар – дар чистой, слезной, покаянной, нерассеянной молитвы, которая очищает всю его душу и убеляет сердце. Такая молитва даруется в первый момент обращения, чтобы человек вкусил и осознал сладость богообщения. Господь как бы говорит ему: «Вот ты раньше вкушал грех.

11022014 4А теперь попробуй, вкуси, что такое общение со мной и подумай, может, тебе оно больше понравится и полюбится, чем общение с сатаной». А потом этот дар отнимается от человека, чтобы он в дальнейшем приложил личные усилия, жил в подвиге и молитве. Это и называется христианской жизнью. А тот благодатный дар, который дается человеку в момент его обращения к Богу, является идеалом, помня который, человек знает к чему и ради чего он стремится. Такой опыт богообщения пережил каждый человек, стоящий в храме, когда он воцерковлялся.  Господь каждому человеку давал вкусить сладость богоощения, чистую, покаянную молитву, ум, сосредоточенный в молитве.

В чем ошибся фарисей?

Кто такой фарисей? Если бы его перенести из того времени в наше, то его можно было бы поставить на то место, где стою я и назвать его священником. Он знал все Священное Писание, все каноны, все правила, все заповеди. Теперь давайте рассмотрим, какой же образ молитвы мы видим у фарисея. Ум его весьма рассеян. И молится он не Богу. Мы читаем в Евангелии: «Фарисей, став, молился сам в себе так». Правильнее было бы перевести с греческого языка не «в себе», а «к себе». То есть он  сам с собой разговаривал и наслаждался своим положением, своей праведностью.

11022014 5

У него быть может было при обращении к Богу благодатное чувство, но потом, когда эта первоначальная благодать отнялась, человек не приложил усилий, не работал над собой, а пал в самоудовлетворение внешним, что он верующий, ходит в храм, причащается, исповедуется. Эта мысль успокаивает, но при этом у человека может быть рассеянная молитва, постоянные текущие грехи, совершенное отсутствие желания борьбы со своими страстями и пороками. Рассеянность и расслабленность в духовной жизни переквашивает в фарисея.

Был ли оправдан фарисей, мы не знаем. Далее в Евангелии были сказаны такие слова: «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк.18:14). Поэтому мы должны взять пример с тех, чью память мы сегодня совершаем – с новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые принесли этот подвиг – подвиг самоуничижения и смирения. Они не отказались от веры во Христа в самый трудный период жизни, хотя над ними насмехались, смеялись, говорили, что Бога нет. А они выбрали путь уничижения, их изгнали из общества в лагеря и тюрьмы. Господь же возвысил их и сделал святыми. Будем и мы подражать им! Аминь.

Иерей Александр Морозов

 

 

 

 

 

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия