Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Читальный зал Личная встреча с Богом
Личная встреча с Богом Печать

Предлагаем вашему вниманию проповедь, сказанную игуменом Киприаном (Ященко) 2 февраля в Спасо-Преображенском соборе нашей обители. Как  «приподняться» над повседневной жизнью? Как стать святым? Как применить Евангелие в своей жизни? Будет ли колбаса в раю? – каждый может найти для себя ответы на эти и многие другие вопросы.

 

Налоговый инспектор

Однажды Господь пришёл в один из самых древних городов в мире, Иерихон.  Когда  Он проходил по улице, Его окружало такое множество народа,  что даже трудно было к Нему подойти поближе, чтобы просто увидеть.

         Один из жителей этого города, Закхей,  был мытарем, то есть, как бы мы сейчас сказали,  налоговым  инспектором. Он  собирал различные налоги  и делал это не всегда честно.  Люди  его ненавидели, и Закхей не очень хотел показываться в толпе народа.  Но в то же время у него было сильное желание увидеть Иисуса, потому что многие говорили, что Сам Бог сошёл с неба.  Закхей захотел увидеть, какой Он, как Он выглядит, понять, правда  ли это Бог. И вот это желание  толкнуло его на некий подвиг.  Он, как человек очень разумный,  догадался,  где будет проходить Христос,  и решил забраться на дерево, чтобы сверху посмотреть, как же Иисус выглядит. И что же он увидел?  Наблюдал он удивительную картину:  Христос действительно проходил мимо, остановился у этого дерева и обратился к нему по имени, говоря:  «Закхей, слезай с дерева, что ты там сидишь? Сегодня я буду у тебя в гостях, иди накрывай стол».  Закхей, конечно, был удивлён, что Господь знал его имя и его тайное желание  и  Сам захотел прийти к нему в дом.  И, конечно, он накрыл богатый стол. Когда Господь пришёл, Закхей раскаялся во всех грехах, которые сотворил за всю свою жизнь. И раскаялся настолько, что  дал обещание: «Я пол своего имения отдам нищим».

         Представляете, какая это жертва? Нам сложно представить. Если перевести на  язык современности, то это значит: «Я  половину  своей квартиры или дома, половину своего имущества, половину  зарплаты отдам нищим».  Для многих это очень большая жертва, даже для обеспеченных людей. Но Закхей  даёт пред  Богом  и другое обещание, говоря: «Если я кого обидел, если у кого-то  что-то отобрал, то я воздам вчетверо». Видите, какие обещания дал Закхей?  И Господь помиловал и Закхея, и всю его семью. И вот это событие действительно происходило в городе Иерихон.

         Может, кто-то уже бывал  в этом городе, может быть,  кто-то ещё поедет. Сейчас достаточно просто побывать в Иерусалиме. Иерихон находится недалеко от Иерусалима, примерно в  20 километрах. И удивительно, что до настоящего времени сохранилось «дерево Закхея»: его можно увидеть, даже можно потрогать. Забраться уже сложно: оно ветхое. Прошло более 2000 лет, но это дерево,  которому  дали имя «Дерево Закхея», стоит. Почему?  Потому что Закхей с этого дерева увидел Самого Бога.

         Мне как-то пришлось служить Литургию в Счётной палате. Это один из главных налоговых органов в нашем отечестве, его здание находится на Зубовской площади. При входе в Счётную палату стоит храм, там очень часто служится Божественная Литургия, и  налоговики собираются в нём и молятся. Этот храм построен в честь Закхея, там хранится довольно большая частица «дерева Закхея». Я спрашиваю: «Почему такое большое почитание Закхея?» Мне отвечают: «Но это наш человек...»

Как найти свое «дерево Закхея»?

         Давайте разберемся, какое отношение Закхей имеет к нашей жизни. Самое прямое. Нам  хотелось бы, чтобы произошла  личная встреча с Богом, чтобы мы уверовали в Него, чтобы мы увидели Его, чтобы прикоснулись к Нему. Мы хотим, чтобы Господь действительно пришёл к нам в дом, в наше сердце. Чтобы Господь сотворил с нами то, что мы сами в этой жизни сотворить не можем. Не имея возможности лично увидеть Бога, мы часто обращаемся к Нему с каким-то недоверием, колебанием, и из-за  этого  не получаем просимого. Поэтому  надо немножко «приподняться над землей», найти такое, образно говоря,  «дерево», такую высоту, благодаря которой мы могли бы оторваться от наших  повседневных земных проблем, которые нам не дают узреть Бога. И с этой высоты нужно посмотреть и на Бога, и на себя, и на всех людей, которые нас окружают. Тогда перед нами откроется нечто совершенно другое, чем мы привыкли видеть.

         Как это можно сделать? Как может человек  «приподняться» над земной жизнью? Прежде всего, при помощи поста. Вот только  что закончился Рождественский пост, сейчас мы уже в ожидании Великого поста. Всякий пост, как говорили святые отцы, это такой способ «встать на цыпочки»,  хотя бы немножко приподняться над тем, как мы обычно живём. Отказаться от той пищи, которая для нас очень приятна, от животной пищи например. Ведь  что такое пост? Это наше приближение к жизни в раю:  поскольку мы сейчас с вами не готовы жить в раю, нам даётся такое особое время. У нас есть среда, пятница и четыре больших поста в году, чтобы мы с вами учились воздерживаться. Воздерживаться  от чего? От того, что нам с вами в раю не пригодится. Ведь  совершенно точно можно сказать, что колбасы в раю не будет, и мороженого, и шоколада, и сигарет, и выпивки не будет в раю. И если мы с вами здесь даже на время не можем отказаться от этих телесных удовольствий, то как же мы  вечно будем так жить? Если мы здесь страдаем от того, что нам хочется чего-то вкусненького, каких-то сладостей, плотских удовольствий, как же мы будем жить тогда? И вот  нам Господь даёт время, чтобы подняться над своими телесными желаниями, чтобы это телесное нам не мешало.

         Всякий пост –  это отказ. Пост – это не диета. Пост –  это увеличение наших молитв, пусть не в несколько раз, но хотя бы немножко. Положим, вы ходите в храм, но не каждую неделю, а в пост берётесь посещать храм каждое воскресенье,  поскольку заповедь говорит нам: «шесть дней трудись, а седьмой отдай Богу».  Если, например, мы привыкли опаздывать на службу, то в пост даём себе обещание приходить вовремя, когда ещё читают «часы» или перед «часами». И уходить из храма позволяем себе только после того, как проповедь читается и крест дают целовать. Если мы дома не читаем молитв, то в пост надо начать хотя бы читать «Отче наш». Медленно, потихонечку. Но, читая даже одну молитву,  мы получим большую благодать.

         Вот, например, один юноша пришёл к Великому Святому Макарию Великому.  Мать его с трудом привела, а сам он никогда не читал никаких молитв. Макарий посмотрел, что он не готов ни к каким молитвенным правилам, и порекомендовал ему: «Читай каждый день утром, когда только открыл глаза, медленно,  не спеша «Отче наш», а перед сном, как только закроешь глаза, читай также «Отче наш». Не спеша, внимательно, останавливаясь на каждом слове». Этот юноша начал так делать, и ему эта молитва очень понравилась. Молитва вошла в его сердце, и он начал читать её весь день:  во всё свободное время, которое у него появлялось,  и днём, и ночью. И он стал великим молитвенником, духовным человеком, только читая одну молитву «Отче наш».

         Стоит только начать, пускай и  с небольшого. Если мы читаем утреннее правило, можно прибавить чтение Евангелия. Я сам из Троице-Сергиевой Лавры.  Духовник наш, отец Кирилл (Павлов), когда к нему приходят, спрашивает: «А вы Евангелие каждый день читаете?». Если ему люди говорят: «Нет батюшка, мы редко Евангелие открываем», –  он отвечает: «Ну, тогда вы не христиане». Это такой смиренный кроткий старец, который всех любит, но, тем не менее, он обличает нас:  если мы ежедневно не читаем Евангелие, то мы не можем жить христианской жизнью.  Ведь Господь через Евангелие освящает всю нашу душу, всё наше жилище, все наши отношения.

         Хорошо, если мы с вами будем Псалтирь читать, хотя бы по одному Псалму, чтобы вокруг нас спасительный «забор» выстроился. Видите, здесь вокруг монастыря забор стоит. Так же и Псалтирь: если мы будем читать, то вокруг нашего жилища и вокруг нашего тела будет выстроен «забор», который Господь охраняет. Чтение Псалмов ограждает от видимых и невидимых врагов. Можно начать с одного Псалма, буквально несколько минут потратить, а потом уже побольше: Славу или Кафизму почитать, может, даже несколько Кафизм.

         У меня вчера была на исповеди одна женщина. Чтобы  её ребёнок избавился от болезни, она взяла такое обязательство  –  читать  каждый день пять Кафизм. Это примерно четверть всей Псалтири. Правило очень большое, это где-то часа полтора – два в день. Вот такую жертву она принесла Богу, чтобы ребёнок её поправился. И вчера она ещё просила: «Батюшка, а можно я  семь Кафизм читать буду?». Но это уже схимники читают, монахи очень крепкие. Такое стремление человека больше послужить Богу очень похвально, но для этого надо «созреть», не стоит сразу на себя такое брать.

Применить Евангелие в жизни

         Давайте вот ещё на что обратим внимание: давая обещание Богу,  Закхей фактически сформулировал универсальное правило, которое применимо для всех нас. Помните, он сказал: «Если я кого-то чем-то обижу, то я воздам вчетверо»?  Вот можно и вам предложить: попробуйте хотя бы неделю до следующего воскресенья никого не обижать, прожить такую «безобидную» неделю. Ни на кого не обижаться и никого не обижать. А если уж кого обидели, то воздайте вчетверо.

         Я  как-то детям в воскресной школе предложил такое упражнение духовное: очень внимательно следить,  не  обижаем   ли мы кого-то своим словом или действием. И детки старались прожить  хотя бы  одну неделю так, чтобы  не обидеть, не ранить  никого. Через неделю мы собрались, и один из мальчиков, лет двенадцати,  решил поделиться опытом: «Можно я расскажу, как у меня получилось на этой неделе никого не обижать?  Я, – говорит, – всю неделю очень старался никого не обидеть. А в пятницу мой  друг Ванька, сосед по парте, принёс такую жвачку!  Она благоухает, как ладан, очень вкусно. Я его попросил хоть одну пластинку, а он мне так и не дал. Съел одну, вторую, потом третью, четвёртую, осталась одна пластинка в этой пачке, и он пошёл на перемену. А я  уже  сам не помню, как это произошло:  пластиночку взял и сжевал, а фантик выбросил в парту. Ваня пришёл, спрашивает: «Ты не видел здесь у меня жвачку?» Да нет, говорю, не видел. А он нашёл в моей парте фантик и понял, что это я съел. На меня обиделся, расплакался, ушёл и даже не попрощался. И вот иду я домой  и  вспоминаю, что мне отец  Киприан сказал, чтобы  я всю неделю никого не обижал, а я своего лучшего друга Ваню обидел. Потом вспомнил, как в Евангелии говорится:  если уж кого обидел, воздай вчетверо. Я начал думать:  как же мне воздать ему вчетверо? И придумал:  у меня была копилочка, я взял из неё деньги и пошёл в магазин. Нашёл эту жвачку в одном магазине и на следующей день пришёл в школу пораньше. Там в пачке было пять пластинок, я одну вытащил, а четыре ему отдал. И мы с ним примирились, обнялись, расцеловались».

         Мне было очень радостно, что ребята  на своём детском уровне,  в бытовых вещах начинают применять  вспоминать и применять Евангелие, думать, как Закхей покаявшийся, как угодить Богу, как воздать вчетверо. Это самое ценное, что может быть в нашей жизни. Не просто читать или слушать Евангелие, а взять и применить его в своей жизни – это самое лучшее, что можно сделать. Мне хотелось бы пожелать, чтобы вы вот такой навык  применения Евангелия в своей жизни постарались исполнить. И по отношению к себе, и к своим детям, и ко всем окружающим людям, и по отношению к Богу. Поэтому в храме очень важно слушать,  какое Евангелие и какой Апостол читается. Очень часто, когда прихожане выходят из храма, спрашиваю, какое Евангелие сегодня читали, и многие не могут сказать. Слушали и не слышали, а если слышали, то не запомнили, а если запомнили, то никак к себе не применили, а если и применили, то, бывает, что и  неправильно. Поэтому хорошо посоветоваться с батюшкой, и всякое применение Евангелия в жизни  –  это основание для того чтобы покаяться, прийти на исповедь. Это нужно для того, чтобы правильную точку отсчёта иметь. Ведь чаще всего человек рассуждает так:  а что обо мне думает моё начальство, мои друзья, как я выгляжу в их глазах? А вот вопрос:  как я выгляжу в глазах Бога? –  возникает нечасто. Вот Святой  Паисий Святогорец (его, правда, только собираются канонизировать) говорил: «Вы должны каждый день с утра до вечера себя спрашивать: вот то, что я сейчас делаю, вот то, что я сейчас думаю, вот то, что я сейчас хочу, к чему стремлюсь,  – это полезно для Бога, это полезно для спасения моей души?»  Ведь даже одни такие вопросы, такое предстояние перед Богом  отвратят нас от множества грехов  и сделают нашу жизнь угодной Богу. Важно уметь различить, где добродетель, а где грех. Если трудно, спросите священника  или обратитесь к своей совести.

Навыки доброй жизни

         Ну и последний пример хотелось вам привести. Как  всё-таки  угодить Богу? Как «приподняться» над нашим телом? Как,  подобно  Закхею, действительно принести дар Богу?  Паисий Святогорец  приводит такой пример: однажды к нему пришёл отец, дочь которого смертельно заболела,  и врачи отказались её лечить. У неё был рак, в тяжёлой стадии, врачи определили, что она не сможет выжить. Этот человек  не очень часто ходил в храм, не очень верующий был, а вот теперь  пришёл к старцу  и говорит:  «Старец, вылечи мою дочь».

         Паисий сказал ему: «Так я не лекарь. Это Господь может излечить. Вот ты обратись к Господу, чтобы Господь вылечил твою дочь. Ты к нему обратись,  и  Господь чудо сотворит». Этот человек ответил: «Да я молиться не умею, я вообще в храм не хожу». Паисий сказал: «Ну, хорошо. Тогда пообещай:  «Господи, я принесу в жертву то, что мне доставляет больше всего удовольствия  и мне же вредит». У тебя есть какая-нибудь вредная привычка?» «Ну есть, –  говорит, – я курю, каждый день выкуриваю по пачке».  Паисий спрашивает: «Ты хочешь, чтобы твоя дочь выздоровела? Дай обет Богу. Вот скажи: Господи, я с завтрашнего дня не буду курить, а Ты исцели мою дочь. Такой договор  заключи, только не сомневайся». Этот человек  выбросил на глазах Паисия пачку сигарет и дал такой обет: «Я больше курить не буду, но, Господи, оставь в живых мою дочь». И что вы думаете? Дочь исцелилась. И  неизлечимая болезнь  отошла. Отец настолько обрадовался, что опять закурил, а она снова  заболела.  Он опять пришёл к старцу с вопросом: «Паисий, что мне делать?» А Паисий отвечает: «Брось курить, а то ты сам погубишь свою дочь».

         Хорошо бы нам внимательно рассмотреть нашу жизнь. Понять, какие наши дела угодны Богу, а какие не угодны ни Богу, ни людям и не помогают  спасению нашей души. И постараться потрудиться, начать с небольшого: хотя бы один день прожить свято. Потом постараться прожить «святую» неделю,  потом «святой» пост,  и так потихонечку навыки утвердятся. Духовная жизнь состоит из навыков, как всякая другая жизнь, как наша деятельность. Поэтому хотелось бы пожелать, чтобы здесь, на земле, вы приобрели такие навыки –  навыки доброй жизни.

         Сейчас в интернете распространено интервью с диаконом Сергием. Оно называется «Клиническая смерть диакона Сергия». Этот диакон,  ещё будучи молодым человеком (тогда он  ещё не был диаконом), попал в больницу  и там ждал, пока оформят его документы . Он подошёл к кровати и видит: какой-то мужчина лежит.  Сергий присмотрелся и понял, что это он сам. Начал трогать,  а рука его проходит мимо кровати, мимо тела. Он понял, что умер. Тело лежит, а он находится вне тела, в  другом пространстве. И вот подробно, в течение двух часов, диакон Сергий,  рассказывает, как его Ангелы взяли и как он попал в другой мир. И как ему были  показаны и Божия Матерь,  и Архангел Михаил. Он попросил показать ему ад, и ему были показаны ад и бесы. На иконе страшного суда рисуют «червь неусыпающий» и «огнь неугасающий». Он говорит: «А это что такое? Можно посмотреть?». Ему показали червяка, этот червяк  сразу же вошёл в него и начал грызть, и муки начались, и огнём обожгло. То есть он понял, что это не сказки и что действительно  придётся отвечать за свои грехи,  мучиться. Более того, ему  за  грехи было такое наказание:  ему дали гору из камней, где каждым камнем был его нераскаянный грех, и таких грехов оказалась гора, как он описывает,  «метров 300 шириной и метров 100 высотой». И вот он начал эти камни растирать в песок. А они были такие твёрдые, что он никак не мог растереть. Тогда он попросил: «А можно мне какое-нибудь другое задание? Как-то по-другому грехи искупить?» А ему говорят: «Так надо было на земле каяться на исповеди, надо было приносить достойные плоды покаяния  делами, молитвами».  Он спрашивает: «А что же мне делать?» Ему отвечают: «Проси Господа». И тут он начал кричать, долго кричал, пока  сверху не раздался гром. Господь сказал: «Верните его на землю. Пусть покается».  И после этого  четырнадцать Ангелов спустили его на землю, подвели его к телу и говорят: «Залезай». Он говорит: «Не хочу». Но ему сказали: «Залезай в своё тело и продолжай жить здесь, на земле, кайся».

         Диакон Сергий всё это с такими подробностями описывает, что действительно понимаешь, что вся наша земная жизнь –  это временная подготовка к вечной  жизни. И там, как он описывает,  всё происходит словно  по привычке:  к чему мы здесь привыкли,  то же ждёт нас и там. Вот если мы привыкли здесь творить  добрые дела, то и там всё по-доброму происходит, если мы здесь привыкли творить злое, то и там мы найдём зло. Сродное прилепляется к сродному.

         Я вам советую посмотреть это двухчасовое видео. Что самое интересное, диакон Сергий жив, даже есть его телефон, по которому вы можете с ним связаться. Это своего рода послушание, которое ему дано было: «Когда придёшь на землю,  расскажи, что здесь видел».  Он, правда, боялся, что его за  сумасшедшего примут  и что ему не поверят.  И ему было открыто, что множество людей уже там побывали. Есть такие книги: «Жизнь бессмертная», «Жизнь после жизни»  и целые научные исследования на эту тему. Поэтому, дорогие мои, хотелось бы  всем вам напомнить,  что нам дан  бесценный дар жизни. Святые отцы так говорили, что надо прожить каждый день, как целую жизнь, и вообще жить его как последний. Не думать, что наступит понедельник, вторник, а потом день воскресный. И так себя настроить, чтобы творить добро  и не делать грехов. И быть повнимательнее к тому, какие помыслы в нас входят, какие слова с языка слетают. Думать, куда мы идём, что мы желаем.  Спрашивать: «Господи,  полезно ли это для спасения нашей души? Господи,  угодно ли это тебе?» И как Закхей, который забрался на дерево и лицезрел Бога, так и мы с вами должны постараться увидеть Бога здесь:  и в храме, и на Литургии, и в Таинствах церковных,  и в нашей повседневной жизни. Узрим же  Царствие Небесное на земле. Аминь. Спаси Господи!

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия