Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Новости Вселенская родительская суббота, 22 февраля
Вселенская родительская суббота, 22 февраля Печать
20.02.2014 18:43

22 февраля Церковь совершает память всех, от века умерших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Святые отцы узаконили совершать поминовение по всех умерших по следующей причине. Многие весьма не редко умирают неестественною смертью, например, во время странствования в морях, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода, в пожарах, на войнах, замерзают. И кто перечтет все роды и виды нечаянной и никем не ожидаемой смерти? И все таковые лишаются узаконенного псалмопеиия и заупокойных молитв. Вот, почему святые отцы, движимые человеколюбием, и установили, основываясь на учении апостольском, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, когда бы, где бы и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился молитв Церкви. В Гуслицком монастыре в пятницу вечером, был отслужен парастас, в субботу – панихида и заупокойная Литургия.

Проповедь иерея Алексия Кнутова во Вселенскую родительскую субботу

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Сегодня, дорогие братья и сестры, во Вселенскую родительскую субботу хотелось бы предложить Вам следующее размышление.

Каждый, кто пока находится в состоянии «ветхого», еще не возрожденного  человека, склонен смотреть на мир, оценивать его и окружающих  людей, что называется, со своей колокольни. О себе такой человек  думает как о самодостаточной личности и, может быть, даже не сознавая этого явно, ощущает  себя неким центром Земли, центром  мироздания. Такое понимание можно назвать эгоцентрическим. За этим стоит гордость, которая является матерью всех страстей и пороков.

Маленькая веточка родового древа

В родительскую субботу уместно говорить о необходимости другого восприятия себя самого. На самом деле мы живем не сами по себе, не как нечто автономное от всех и вся. Мы являемся представителями нашего рода  как определенного звена в каком-то поколении. Беда наша в том, что мы плохо знаем нашу родословную, хотя другие народы, например? исландцы,  знают ее вплоть до IX  века, когда викинги высадились на этом острове и появились первые поселения людей. Мы же оказываемся «иванами, родства не помнящими». Как правило,  люди могут назвать своих  прадедушек и прабабушек по отцовской и материнским линиям.  Больше – мало кто знает. Конечно, можно оправдать себя, сказав, что виновата в этом советская эпоха, и многие  родовые связи были нарушены, семейные помянники и синодики канули в лету. Но тем не менее, можно и нужно иметь стремление что-то узнавать о своих предках, тех,  кто когда-то жил, ходил по этой земле, дышал, трудился, молился.  По мере нашего духовного возрастания мы понимаем, что у нас есть священный долг –  молиться за наших родных. В этом проявляется наша любовь к ним, наше общение с ними. Ибо с умершими мы общаемся, как христиане,  именно через молитву. Мы начинаем понимать, что есть целое древо нашего рода, которое корнями уходит в столетия и тысячелетия, а мы всего лишь маленькая веточка на нем. И тогда мы как-то естественным образом начинаем себя смиреннее воспринимать. И оказывается,  что это древо на нас не должно закончится, что с Божией помощью, с Божиим благословением  оно будет дальше расти. Мы оказываемся не последними, а неким промежуточным этапом.

Молиться и не отяготить свой род грехами

Дальнейшие размышления могут привести нас к следующим выводам. Что касается тех, кто жил до нас, то по кровному родству с ними мы начинаем испытывать за них ответственность молиться. А что касается тех, кто будет после нас, то мы тоже начинаем перед ними испытывать ответственность. В каком смысле? Когда я разговаривал со своей бабушкой про нашу родословную, она рассказывала мне то, что помнила, а я рисовал наше древо. И она рассказала, к примеру,  что один родственник пил и от этого умер, а другой, когда с ним что-то случилось, на себя руки наложил. Ответственность перед теми, кто будет после нас, заключается в том, чтобы не ударить перед ними в грязь лицом, не отягощать наш род этими грехами. Хотя мы говорим о том, что грехи родителей не переходят на детей, тем не менее, если в роду жил праведник, то весь род освящается им, так как он угодил Богу, молится при жизни и  после смерти за всю свою родню, которая была до него и после него. И мы видим многие примеры того, что через этих праведников весь род благословляется. С другой стороны, если человек жил нечестиво, греховно, то каким-то образом, духовно, бремя его грехов тенью ложится на род, и всем, кто будет жить после такого человека, вымаливать свой род будет сложнее. Поэтому чувство ответственности перед своими потомками  должно приводить к тому, чтобы не усложнять их жизнь своими грехами и не заставлять их стыдиться нашей неправильной жизни. Это ощущение себя частицей родового древа, тех, кто жил до и будет жить после нас, способно подстегнуть нас к тому, чтобы мы и больше молились за наших покойников, и ревностнее жили, помогая тем, кто будет жить после нас. Аминь.

См. фотографии http://www.guslickiy.ru/gallery/category/25----22--2014.html

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия