Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Воскресная школа для взрослых Дары волхвов. Лекция 12.
Дары волхвов. Лекция 12. Печать

Текст лекции см. ниже:

 Лекция №12

Евангелие от Матфея: глава 2, стихи 1–23.

«ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ»

Лектор: свящ. Александр Морозов, магистр богословия

Мы продолжаем изучение Евангелия от Матфея. Окончив на предыдущей лекции разбор рождества по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы переходим к дальнейшим событиям, связанным Рождеством Христовым. И сегодня мы изучим 2-ю главу Евангелия от Матфея.

Мы читаем:

 «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский?  ибо мы видели  звезду  Его  на востоке и  пришли  поклониться  Ему» (Мф. 2:1-2).

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Чтобы иудеи для посрамления своего получили весть о рождении Христа от язычников, на востоке восходит звезда, о появлении которой они [язычники­волхвы] как потомки Валаама узнали из его предсказания  (читай книгу Чисел глава 24­я).

А по указанию звезды волхвы идут в Иудею, так что священники, вопрошенные волхвами: “Где должно родиться Христу”, являются безответными [по незнанию] касательно пришествия Его».

Блаженный Феофилакт пишет: «Для чего приходили волхвы? Для осуждения иудеев: ибо если волхвы, люди идолопоклонники, уверовали, то что остается в оправдание иудеям? Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими».

Прот. Олег Стеняев сравнивает появление волхвов в святом Иерусалиме с реалиями современной нам жизни и представляет это так: это если бы в Москву пришли брахманы из Индии и сказали: «Мы знаем секрет спасения России». Трудно представить себе нечто подобное,  но иногда,  как показывает случай с Валаамом и волхвами, язычники могут более провидеть, чем правоверные, и то только грехов наших ради[1].

По истолкованию блаженного Феофилакта, под видом звезды по небу перемещался Ангел, то появляясь на небе, то пропадая, то меняя направление, то останавливаясь; очевидно, настаивает Феофилакт, что звезды так по небу недвижутся.

Святой Иероним ссылается на Пятикнижие Моисеево, где в Книге Чисел описано пророчество Валаама, который узрел Вифлеемскую Звезду. Восточный провидец Валаам, кстати, как и волхвы, не принадлежащий к еврейскому народу, воскликнул: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля… » (Числ. 24:17).

Здесь мы попытаемся рассмотреть и следующий вопрос: почему Сын Божий воплотился в этот мир именно как рождаемый от матери младенец («Отроча младо»)? Существует следующее объяснение: мы слишком взрослы в своей греховности, и пробиться чрез коросту нашей опытности от грехов, накопленных годами, достаточно трудно. И только Предвечный Бог, Который является в этот мир как маленький и беспомощный Младенец, Своей младенческой простотою и может сокрушить  нашу взрослость во грехе. Он одновременно  и «Отроча младо», и «Предвечный Бог» фактом Своего Рождества, и особенно во дни Святого Рождества Он делает нас всех немного детьми.

Другая причина: за грехи рода человеческого жертва должна была быть принесена Человеком. Ибо грехи людей должен был воспринять на Себя по закону справедливости именно Человек. Сказано: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили… Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим. 5:12-15); и еще: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

О самом Рождестве Христовом более подробно рассказывается в Евангелии от Луки, где, в частности, мы находим и такие слова: «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:6-7). То есть Царь царей и Господь господствующих Сам родился в более чем простых условиях; через это самое Бог Отец как бы заранее предопределил для Него быть Пастырем труждающихся и обремененных (Мф. 11:28).

Но вернемся к повествованию из Евангелия от Матфея, где далее сказано: «Услышав  это,  Ирод  царь  встревожился,  и  весь  Иерусалим  с  ним» (Мф. 2:3).

Христос рождается во дни царя Ирода «Великого» и таким образом буквально исполняется пророчество древнего патриарха Иакова, который, умирая, предсказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). Это пророчество, записанное в Торе (Пятикнижие Моисея), было обращено к колену дома Иуды, из которого и происходит царственный дом царя Давида. Смысл пророчества очевиден: когда «скипетр» — царская власть отойдет от дома Иуды «и законодатель», то есть право выносить приговоры, тогда и «приидет Примиритель».

Иудеям достаточно сложно обойти это пророчество, хотя Рамбан и пытался доказать, что родиться и прийти — это разные вещи, косвенно соглашаясь, что Мессия действительно родился в I веке. Об этом более подробно мы говорили в прошедшей беседе. Иудеями делались попытки оспорить и само слово «Примиритель», но тут они опять наталкиваются на комментарий раби Шломо Ицхак (Раши), непререкаемого авторитета в современном иудаизме, который однозначно истолковал это пророчество — Быт. 49, 10 словами: «“пока (не) придет Шило (то есть Примиритель)” — Царь Машиах, которому царство принадлежит». Кстати, у Иакова говорится «придет», а не «родится», на это иудеи совершенно не обращают внимания. Рамбан так же истолковал этот стих. Он пишет: «Ведь слово “скипетр” (шевет) указывает на Давида, который был первым царем, обладавшим царским скипетром, а “Шило” — это его потомок, которому “будут повиноваться народы”».

В России несколько раз издавалась Тора комментария «Сончино», составленного главным раввином Британской империи, там, в комментарии к Быт. 49:10, предлагается столько уверток, чтобы уйти от прямого истолкования данного текста, которое признается, как мы показали, и столпами иудаизма.

Для нас очень важно рассмотреть этот вопрос! Дело в том, что царь Ирод «Великий» не был евреем, он был идумеянин, и, таким образом, на нем буквально исполнилось пророчество, изреченное патриархом Иаковом в 1700–1650 гг.

до Рождества Христова, а записано Моисеем оно было около 1250 г. до Рождества Христова.

Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Матфей упоминает об Ироде, чтобы ты научился, что князья и цари от колена Иудина прекратились и в силу необходимости пришел Христос. Ибо Ирод был не иудей, но идумеянин, сын Антипатра от жены аравитянки. Когда же прекратились князья, пришло “ожидание языков”, как пророчествовал Иаков». То есть, когда иноплеменники воцаряются на земле, необходимо им противостоять.

Итак, услышав о волхвах,  «Ирод  царь  встревожился, и весь  Иерусалим с ним». Их состояние можно передать, одним словом: ПАНИКА. Но как объяснить, почему иудеи и их царь, хотя не еврей, но иудей по вероисповеданию, так отреагировали на весть о Рождестве Христовом? Казалось бы, что они все должны были быть обрадованы вестью о рождении Мессии, и вдруг — ПАНИКА!

Эти люди настолько срослись с земным миром, они настолько уютно себя чувствовали в нем, настолько стабильно, что не хотели и не желали никаких перемен, даже если они (перемены) исходят от Бога.

Только простой народ, все эти труждающиеся и обремененные, они и только

они алкали и жаждали наступления этого Дня.

Царь Ирод был известен своей подозрительностью, коварством, интригами

и изменами. И далее происходит следующее: «И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?» (Мф. 2:4).

Здесь мы видим, что царь Ирод собирает авторитетных в Торе, Пророках и Писаниях людей, которые должны ответить на взволновавший его вопрос: «где должно родиться Христу?».

И далее мы читаем: «Они же  сказали ему: в  Вифлееме Иудейском,  ибо  так  написано через пророка:  и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств  Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф. 2:5-6).

Данное пророчество взято из Книги пророка Михея 5:2. Блаженный Феофилакт пишет: «Вифлеем в переводе значит “дом хлеба”, Иудея же — “исповедание”. Да будет, чтобы и мы чрез исповедание сделались теперь домом хлеба духовного». Иными словами, Вифлеем — это место, которое может напитать многих. И действительно, «злак» — «Отроча младо», рожденный в Вифлееме, напитал Собою (евхаристически) весь мир. Сам о Себе Он позже скажет: «…Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35).

Слова: «Который упасет народ Мой, Израиля» означают, что в будущем, во дни антихриста через проповедь пророка Илии, сошедшего с Небес, иудеи уверуют в Иисуса Христа и подчинятся Ему, как овцы Его стада — Церкви, то есть станут православными (Рим. 11).

И далее мы читаем: «Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды» (Мф. 2:7).

Он узнал от волхвов, что звезду они увидели впервые два года назад. Это видно из того, что позже он повелит избить всех младенцев «от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

И далее мы читаем: «и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2:8).

Мир политики всегда стремится использовать религиозное чувство в своих целях, поэтому нам надлежит держаться подальше  от  сильных мира  сего  и  вести жизнь «тихую и безмятежную». И  не надо удивляться, что Патриарх и епископы часто общаются с представителями мирской власти. Тяжелое послушание Патриарха и епископов в Церкви — «печаловаться» за народ Божий пред сильными мира сего.

Но мы такого послушания на себе не несем, посему будем держаться в стороне от мирских интриг, политических спекуляций и политических коллективных грехов наших современников. Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4).

Блаженный Феофилакт, объясняя слова «Который упасет народ Мой, Израиля», присовокупляет: «“Упасет”, говорит, а не: будет тиранствовать или пожирать. Ибо другие цари — не пастыри, но волки, Христос же — Пастырь, как Он Сам говорит: “Я есмь Пастырь добрый”».

Волхвы, похоже, не догадались о коварном замысле царя Ирода, и далее мы читаем: «Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» (Мф. 2:9).

Истолковывая слова «как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», блаженный Феофилакт пишет: «И это дивно: ибо звезда сошла с высоты и, став ближе к земле, указала им место. Ибо если бы она показалась им с высоты, то как могли бы они точнее узнать место, где был Христос? Ибо звезды охватывают своим сиянием большое пространство. Поэтому и ты, может быть, увидишь луну над твоим домом, а я думаю, что она стоит только над моим домом. И всем вообще кажется, что над ним одним только стоит луна или другая звезда. И та звезда не указала бы Христа, если бы не сошла вниз и не стала как бы над главою Младенца». То есть Откровение Божие настолько приблизилось к Земле, что людям могло показаться, что Небо уже на Земле. Неслучайно святой Иоанн Креститель возглашал: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2); и Христос проповедовал то же. Сказано: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17); и апостолов Господь Иисус Христос увещевал: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7). И как апогей единения во Христе Небесного и земного, Божественного и человеческого — Его, Христа Спаса, слова: «…не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 20, 21). Эти слова надо осмыслить евхаристически, они раскрывают нам значение и назначение Божия Имени «Спас Эммануил», или «С нами Бог».

И далее мы читаем:

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя  в  дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и,  пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:10-11).

Блаженный  Иероним  Стридонский  пишет:  «Весьма  прекрасно  изобразил в одном стишке таинственное значение даров этих пресвитер Ювенкус: “Ладан, золото и смирну они приносят в дары [Ему] как Царю и Человеку, и Богу”».

Здесь  можно  немного  не  согласиться  с  пресвитером  Ювенкусом,  точнее с построением его стиха. Разумнее выстроить другой порядок: золото — как Царю, ладан — как Богу, смирну — как Человеку. Смирна на Востоке входила в состав бальзама, которым натирали мертвое тело. Блаженный Феофилакт поясняет: «а смирну, как имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным, ибо смирна, будучи сухой, сушит влагу». Похоже, что волхвам, судя по их дарам, было открыто и много более, чем мы можем себе представить…

Далее мы читаем:

«И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф. 2:12).

Блаженный Иероним Стридонский пишет, согласуя свое истолкование с особенностями греческого оригинала Евангелия: «Принесшие дары Господу непосредственно вслед за тем получают ответ… ответ же… был дан не через Ангела, но от самого Господа… Возвращаются же они другим путем потому, что не должны были приметаться к неверующим из иудеев».

Далее мы читаем:

«Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13).

Здесь Евангелие еще сильнее обличает иудеев: их царя, правительство, да и всю ветхозаветную Церковь, ибо все они, вместе взятые, оказались хуже, чем Египет, этот древний символ язычества, оккультизма и греха. Еще древний пророк предсказал свершение сего события, когда духовный центр мира в лице Богомладенца Иисуса сместится, и престол Божий окажется уже не в Иерусалиме. Сказано: «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее… И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу… и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их. И Господь явит Себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят» (Ис. 19:19–21).

Как некогда патриарх Авраам спустился в Египет и вышел из него, как бы намаливая путь своим потомкам в Египет и из Египта. Кстати, все стоянки патриархов связаны с теми или иными значимыми в жизни их потомков событиями, которые происходили именно в тех местах значительно позже. Так и бегство Святого семейства в Египет символизирует собою отход исторического христианства от иудаизма; пребывание Святого семейства в Египте — начало спасения Египта, символ создания в будущем Александрийского патриархата, движение подвижников-синаитов, как мы и прочитали у пророка Исаии: «и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят» (Ис. 19, 21). А о создании патриархата: «В тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской» (Ис. 19:19). О монастыре святой Екатерины пророк Исаия изрек: «и памятник Господу — у пределов ее…» (Ис. 19:19) — то есть у пределов земли Египетской, на Синайском полуострове. Следовательно, восхождение из земли Египетской Святого семейства символизирует освобождение христианских народов от тьмы язычества, оккультизма и власти «фараона мысленного», дьявола, и власти Египта как символа духовной смерти.

И далее мы читаем:

«Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2:14-15).

«Матерь Его» — эти емкие слова для каждого православного сердца говорят и означают более чем много. На иврите это имя произносится как Мирьям, Марьям, что значит «восстание многих», или «звезда моря», или просто Возвеличенная.

Сразу возникает вопрос: Возвеличенная над кем? Православное богослужение чествует Деву Марию как «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую». То есть Она как некая духовная звезда превознесена над всем «морем» рода человеческого, выше Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов. Но! Как смиренная Дева из Назарета поднялась на такую высоту? Или что подняло Ее на такую высоту? Ответ очевиден: Она пламенела к Богу исключительной Любовью.

Зададимся вопросом: Кто может любить Сына Божия (Второе Лицо Святой Троицы) родительской любовью? И здесь ответ очевиден: только Бог Отец и Дева Мария! Кто может, обращаясь к Сыну Божию, назвать Его Сыном Своим возлюбленным? И опять очевидно: только Бог Отец и Пресвятая Дева Мария.

В этом и состоит исключительность Возвеличенной и Превознесенной. Ее возможность любить Господа Иисуса Христа родительской любовью ставит Ее на недосягаемую высоту, недосягаемую не только для человеков, но и для небожителей.

И более того! В Евангелии от Иоанна мы находим такие слова: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут (то есть при Голгофском Кресте) стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19, 26, 27). Этими словами Евангелие рассказывает о том, как в лице Иоанна Богослова все верующие во Иисуса Христа усыновляются Пресвятой Деве Марии; и здесь же, словами «ученик сей взял Ее к себе», учениками Господа Иисуса Христа называются только те христиане, которые в сердцах своих «поселяют» Матерь Божию и уже не расстаются с Нею ни в этой жизни, ни в будущей.

И далее мы читаем:

«Тогда  Ирод,  увидев  себя  осмеянным  волхвами,  весьма  разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Как фараону Бог посмеялся чрез Моисея, так и Ироду посмеялся чрез волхвов, так как оба, и Ирод и фараон, были детоубийцами: фараон избивал в Египте еврейских детей мужского пола, а Ирод детей Вифлеемских». Здесь мы опять видим, как судьба еврейского народа образно перекликается с судьбою Мессии Израиля.

И далее мы читаем:

«Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2, 17, 18).

Блаженный Феофилакт под Рахилью понимает весь город Вифлеем.

Рахиль, плачущая о детях своих, — это и символ безутешного горя о погибших детях (потерянных для иудаизма), которое сводит и саму мать их (то есть ветхозаветную церковь) в могилу. Жизнь Рахили, жены патриарха Иакова, оборвалась внезапно между Вифлеемом и Иерусалимом, так и жизнь Господа Иисуса Христа — от Вифлеема (рождение) до Иерусалима (распятие). Этим евангелист Матфей как бы подсказывает нам, что не напрасно погибли Вифлеемские младенцы, за Него они страдали и умерли, но это нисколько не спасло еврейский народ от духовной смерти, нечувствия Христа (Мессии).

И далее мы читаем:

«По смерти же Ирода,  — се, Ангел  Господень  во  сне является Иосифу в Египте» (Мф. 2:19).

Как известно: смерть грешников люта!

Блаженный Феофилакт так описывает смерть царя Ирода: «Горькую кончину имел Ирод, извергнув свою злую душу горячкою, болью в животе, зудом, кривизной ног, гниением срамного члена, порождавшим червей, одышкою, дрожанием и судорогой членов».

Сразу же сказав о смерти тирана, апостол Матфей говорит о призыве к освобождению: «…се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2:19-20).

Смерть тиранов, эксплуататоров и политических злодеев всегда оборачивается радостью для народа Божия. Известно, что святитель Василий Великий молился о смерти римского императора Юлиана Отступника. Следовательно, наша молитва за властей, если они нечестивы, ускорит их гибель, а если они благочестивы, продлит их правление. Сказано: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих…» (1 Тим. 2, 1, 2). Конечно! Молитва — это доброе дело, но для нечестивых тиранов и эксплуататоров собственного народа она может оказаться началом их погибели. Сказано: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 20, 21). Таким образом, наши молитвы, которые есть «благоухание Богу в спасаемых и в погибающих», то есть кающихся, для нераскаянных грешников — «запах смертоносный на смерть» (2 Кор. 2, 15, 16). Посему усилим наши молитвы за правителей и властей, при их благочестии эти молитвы принесут им благословение, равно как и при их злочестии принесут им смерть и проклятие.

Словами «ибо умерли искавшие души Младенца» Ангел показывает, что погиб не только нечестивый правитель, но и все его (Ирода) пособники. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Из этого места мы видим, что не только Ирод, но и священники, и книжники в то же самое время замышляли убийство Господа».

И далее мы читаем:

«Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву» (Мф. 2, 21). Здесь под словом «пришел» надо понимать «восшел», ибо возвращение в святую землю всегда на еврейском языке означает восхождение, а удаление от нее — нисхождение.

И далее мы читаем:

«Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские» (Мф. 2, 22).

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Трех сыновей оставил Ирод: Филиппа, Антипу и Архелая. Архелаю приказал быть царем, а прочим тетрархами. Иосиф побоялся возвратиться в землю Израиля, то есть Иудею, потому что Архелай был подобен своему отцу. Антипа же — это новый Ирод, который убил Предтечу».

Действительно! Все наследники и преемники наследуют и принимают на себя не только преимущества положения уходящих, но и их греховность и испорченность. Следовательно, если хочешь понять, кто пришел к власти, проследи по цепочке назад на два, три поколения — и поймешь суть нового правления. Библия учит, что грех и его проклятие тяготеют над наследниками, следовательно, и преемниками «до третьего и четвертого рода» (Исх. 20, 5). Как говорится в русском народе: яблоко от яблони недалеко падает.

И мы читаем последний стих 2-й главы: «и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2, 23).

Словами: «реченное через пророков» апостол Матфей указывает на 2-й раздел еврейской Библии, которая делится на три части: Закон (Тора), Пророки (Набиим) и Писания (Кетубим). Данная цитата встречается в Книге Судей (13, 5).

Книга Судей в еврейской традиции считается 1-й Книгой в разделе «Ранние Пророки». Именно поэтому апостол Матфей и пишет: «реченное через пророков». Здесь слово «пророков» во множественном числе, ибо среди авторов 2-го раздела еврейской Библии много пророков, а не один, как в случае с Моисеем, автором Торы (Пятикнижия), 1-го раздела еврейской Библии.

Неправильно понимать слова «что Он Назореем наречется» в том смысле, что Господь Иисус Христос был назореем; Он был из Назарета, но не назорей в ветхозаветном понимании этого слова (Числ. 6, 1–23). Скорее всего, апостол Матфей, называя Христа Назореем, подчеркивает Его самоуничижение, ибо Назарет считался у иудеев презренным городом. Сказано было некогда в поспешности Нафанаилом: «…из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1, 46).

Поистине, как и древние пророки говорили о Пришествии Мессии (Христа): «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 2–5). Это строки написал пророк Иса́ия (ивр. יְשַׁעְיָהוּ‎ — Йешаяу — «Спасение, посланное Богом», Йешаяу сын Амоца) — один из великих библейских пророоков, выходец из знатной еврейской священнической семьи. Он родился в Иерусалиме около 765 года до н. э. Пророчествовал на древнегреческом языке. Исаия примечателен, в первую очередь, своими пророчествами о Мессии.



Стеняев О., прот. Беседы на Евангелия от Матфея. М., 2008. С. 25.

 

 

 

 

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия