Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Новости Это загадочное слово «миссионерство»…
Это загадочное слово «миссионерство»… Печать
03.05.2010 00:03

Зачастую миссионерское служение, проповедь ассоциируется у людей с католической интервенцией в Латинскую Америку или с назойливостью сектантов. В лучшем случае, миссионерство воспринимается в обществе как дело одних лишь только священнослужителей. Это ошибочное мнение. Каждый православный христианин в свою меру должен исполнять последнюю заповедь Господа – идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам.

Миссионерство – это задача всей Церкви, а не только отдельных ревностных священников или специальных учреждений.

2 мая 2010 г. в нашей обители прошла встреча с известным миссионером, сподвижником о. Даниила Сысоева, Юрием Максимовым на тему «Что такое миссионерство?». Юрий Валерьевич поделился своим опытом с прихожанами нашего монастыря и ответил на вопросы. Приводим вашему вниманию отрывки из этой беседы.

Если мы называем себя православными христианами и говорим о миссионерстве, то прежде всего, должны чётко понимать, одну простую истину - Господь дал нам спасение, которое возможно только в Господе Иисусе Христе, в Его Святой Православной Церкви. Об этом свидетельствуют и слова Господа, Который сказал, что кто не уверует в Евангелие, тот осужден будет, и кто не родится от воды и Духа, тот не войдет в Царствие Небесное. Об этом свидетельствуют апостолы. Например, апостол Петр в книге Деяний говорит, что кроме имени Иисуса Христа, нет другого имени, которым бы нам надлежало спастись.

К сожалению, в наше время среди некоторых православных людей распространено заблуждение о том, что будто бы можно спастись и без Православной Церкви. Главное – быть  достаточно неплохим человеком по жизни. Неважно, веришь ты в Бога или не веришь, признаёшь ли ты Христа как Спасителя или не признаёшь, живёшь ли ты по Евангелию или не живёшь, главное - делать какие-то неплохие дела, и тебя Господь за это спасёт. Это ложное представление. Об этом пишут и святые отцы, это противоречит и слову Самого Господа. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что тот, кто признает возможность спасения без Христа, впадает в тяжкий грех богохульства быть может и невольно. Вот такие строгие слова, которые надлежит нам помнить. Мысль о том, что можно спастись без Христа, может родиться только в сердце человека, который глубоко равнодушен к тому, что Господь сделал для нас. Если можно спастись без Христа, значит, можно было спастись и до Христа. Если можно было спастись до Христа, значит, Христос напрасно пришёл, значит, Христос не Спаситель (хотя само имя Иисусово переводится как «Спаситель», «Бог спасающий»). Сам Он говорит о Себе, что Он пришёл взыскать и спасти погибших. Церковь называет Его Спасителем, апостолы свидетельствуют, что нет ни в ком ином спасения…

Понимаете, как всё происходит? Поэтому это именно то заблуждение, которое не дает людям всерьез задуматься над тем, чтобы стать проповедниками слова Божия. Оно рождает в сердцах этих людей равнодушие, потому что, если можно спастись и без Церкви, то зачем нам кого-то приглашать в Церковь? Если они и без Церкви люди неплохие, то они и так спасутся. Но это великая ложь, и это та хула, которая и нас самих повреждает. Апостол Павел говорит: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер». Это апостол сказал не просто про неверие, не просто про другие религии. Апостол Павел сказал это про богооткровенный Ветхий Закон! Даже им невозможно было спастись, хотя Сам Бог дал его. Очень важно уяснить эту истину, понять, что Господь сделал для нас, что Он пошёл на великие муки ради нас. Сам будучи безгрешным, Он душу Свою положил за нас. Это великий дар, который Он совершил именно потому, что ничто другое спасти нас не могло.

Вы знаете, некоторые люди приходят в храм во время скорбей, получают здесь утешение от Господа и остаются в Церкви только потому, что здесь им приятно, здесь душа чувствует себя хорошо. Но они не понимают, что не это главное, что это всего лишь следствие. Если мы чувствуем проявление благодати в нашей жизни, в наших сердцах, когда мы молимся, когда стоим на службе, то это лишь проявление того, что Господь нас спас из ямы греха. Он каждого из нас вызволил. И за это нужно быть Господу безмерно благодарным.

Как можно выразить эту благодарность Богу? Только так, если мы захотим поделиться тем, что Он нам дал, с другими. Мы с вами ничем не заслужили спасения. Мы сами по себе ничем не лучше тех, кто находится сейчас вне Церкви. Только Господь нас берёт, очищает, прощает и преображает. Только Господь делает нас лучше. И вот, Господь избрал нас, Он дал нам возможность спасения не ради нас самих, а ради того, чтобы мы поделились с другими, с теми, кто Его не знает. И я думаю, что каждый из вас сердцем чувствовал, особенно когда только пришёл в Церковь, желание поделиться той радостью жизни с Богом со своими близкими. Это желание поделиться является естественным для души каждого человека, каждого христианина. Можно и более сказать. Эта заповедь не стоит отдельно от остальных заповедей.

Некоторые люди говорят: я должен сначала стать святым, потом я могу проповедовать другим. Стать святым невозможно, не исполнив заповедей, а это одна из заповедей. Более того, самая главная заповедь - это заповедь о любви. И если мы знаем, что вне Христа, вне Церкви погибель, и значит все люди, которые не входят в Церковь, погибнут, и если мы испытываем к ним хотя бы маленькую часть любви, то мы не можем спать спокойно, не попытавшись рассказать им о том, что есть путь к спасению. Иначе, либо мы не верим Богу, тому, что Он говорит о Себе, либо мы не ценим то, что Бог нам дал, либо мы не любим этих людей и, опять же, нарушаем самую главнейшую заповедь о любви.

Представьте, что весь мир заразился смертельным вирусом, так что люди, заражённые, погибают. И вот нам кто-то по своей доброте подарил вакцину, дал нам лекарство от этой болезни. Мы пришли, получили эту вакцину, приняли, исцелились. И если после этого мы, зная, что наши ближние остаются зараженными, больными, им даже не скажем: «друг, вот, я знаю место, где можно получить лекарство от этой болезни», - то это что означает? Это означает, что мы совершенно черствы сердцем своим и не имеем ни малейшей любви в себе к нашим близким. Потому что самое главное, что мы можем сделать для другого человека, - это поделиться с ним этой вестью о спасении.

Совсем не обязательно быть священником или штатным миссионером, работать в миссионерском отделе, для того, чтобы проповедовать. Это можно делать везде и на всяком месте.Я помню историю об одной учительнице, которая просто находясь на своем месте, рассказывая вовремя о красоте православия, обратила в православную веру множество своих  учеников-иноверцев. Этот небольшой и скромный пример показывает, что миссионерство возможно для каждого из нас.

Самое главное, что приводит людей к Богу – это любовь к истине. Если в сердце человека есть эта любовь, то такой человек придёт в Церковь. Если в человеке нет любви к истине, то, по крайней мере, пока эта любовь к истине в нём не появится, ему, действительно, ничего нельзя доказать. Поэтому мы должны сеять везде, как сеятель, который бросает семена. И именно от нас зависит рассказать об истине. Примет ли человек истину, или не примет, за это он даст полностью ответ перед Богом. А рассказали мы ему об истине, или не рассказали, - за это мы дадим ответ перед Богом.

Но нужно понимать, как правильно исполнять эту заповедь. Мне вспоминаются слова, которые сказал один наш великий миссионер, святитель Иннокентий Аляскинский, другому нашему великому миссионеру, святителю Николаю Японскому, когда тот собирался отправляться в Японию. Он дал ему следующий совет: сначала полюби тех, кому ты хочешь проповедовать, потом сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом уже говори им о Христе.И действительно, основой нашей проповеди должна быть любовь и внимание к людям, которым мы проповедуем. Когда человек вступает на путь миссионерства с должным расположением сердца, Господь ему даёт силы для того, чтобы быть проповедником. 

Стоит сказать ещё некоторые очень важные вещи относительно исполнения последней заповеди Христа. Первое, необходимо твёрдо знать православную веру. Слово «христианин» означает «ученик Христа». Как святитель Филарет Московский говорил, что если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа. Также и в древнем Патерике один из преподобных отцов сказал о том, что каждый христианин должен или учиться, или учить слову Божию. Если же он не делает ни того, ни другого, то у него наступает охлаждение в вере и к слову. Поэтому, конечно, необходимо нам регулярно учиться  своей вере. Когда человек только приходит в Церковь, когда только открывается ему этот благодатный мир, то он о вере и читает, и говорит, но зачастую потом как-то постепенно всё сходит на нет. Необходимо следить за тем, чтобы наше учение в вере продолжалось. Наше учение православное – это не какой-то небольшой сборник, который можно осилить и потом отложить на полку.  Вера – это то, что делает осмысленной всю нашу жизнь, открывает нам Небо, в чем можно совершенствоваться, что можно изучать всегда.

Второе, что важно, - это надеяться на Бога и только на Него.С Его помощью будет плод от любого нашего дела. Если мы надеемся на себя и на свои силы, в том числе и на свою образованность, то это значит, что ничего у нас не получится, и Господь наши труды не благословит и не примет. Об этом писал ещё святитель Феофан Затворник. Он говорил, что апостолы были простыми людьми, не имели никакой могущественной поддержки, они не готовились долго, не планировали, не искали средств для выполнения планов, просто им Господь сказал: «Идите и проповедуйте», вот они  пошли и стали проповедовать, и имели столь великий плод, что целые народы обратились в результате их проповедей. Наши же миссионеры, в отличие от апостолов, имеют и деньги, и поддержку от властей и общества, знают различные методики и много всего и строят большие планы, и всё они делают правильно, но плод у них гораздо меньше. Почему так? Именно потому, что чем больше мы планируем, чем больше мы надеемся и полагаемся на самих себя, тем меньше мы верим Богу, и тем меньше у нас получается. Об этом также о.Даниил рассказывал. Когда речь шла о его миссионерском опыте, он говорил, что когда планируешь миссионерскую беседу, что сейчас я скажу так-то, вот, сейчас нужно такой-то аргумент, такой-то, и…ничего не получается… А когда особо и не готовишься, но всецело доверяешься Господу, чтоб Господь вразумил,  вложил слово, и Господь дает дар слова и сердце собеседника откликается на это. Поэтому здесь очень важно, чтобы мы не надеялись ни на свою ученость, ни на что-либо другое, кроме как на Господа.

Третье, связанное с этим, это молитва. Не может миссионер что-либо делать без молитвы. Всякое дело должно предшествоваться, сопровождаться и иметь последствием молитву. Когда мы знаем, что идем беседовать с человеком, знаем, какой разговор нам предстоит, необходимо помолиться, попросить у Господа помощи, чтобы Он нам дал силы, разумение. Если мы говорим с человеком, то нужно во время разговора молиться за того человека, с которым мы разговариваем, чтобы Господь обратил его сердце. Это очень важно – стараться молиться во время разговора. Я наблюдаю за своим сердцем, и знаете, каждый разговор о вере отличается от любого другого разговора тем, что разговор о вере - это уже духовное делание. И относиться к нему нужно соответственно. Если мы просто разговариваем с человеком о погоде, о спорте, о культуре, политике, то мы разговариваем только с ним. Если же мы начинаем с неверующим человеком разговаривать о вере, то мы уже разговариваем не только с ним, но и с тем, кто стоит за ним, с тем духом злобы, который его удерживает от того, чтобы идти в православие. Поэтому мы здесь сами по себе, без Бога, ничего не сможем сделать. А с Богом мы можем сделать всё. Как сказал апостол Павел: «Всё могу о укрепляющем меня Иисусе Христе».

О том, что мешает успеху нашей проповеди и чего нужно избегать.

Когда мы разговариваем, то не надо раздражаться, если человек нас не слушает, или не хочет слушать, или спорит с нами. Если человек увидит наши страсти, то какие бы мы красивые и умные слова ни говорили ему, сердце его отвернется от нас, потому что он увидит, что мы люди страстные. Поэтому, если возникает раздражение, и мы не можем с ним справиться, стоит закончить беседу. И если у нашего собеседника возникает раздражение, тоже не следует продолжать. Не надо дальше настаивать - лучше в этот раз уступить, а в следующий раз продолжить.

Вторая страсть, которая может всё погубить, - это гордость, надменность, тщеславие. Вот мы начинаем с человеком разговаривать, и вроде бы разговор идёт хорошо, но тут нас начинает «нести»: «Ах, вот, как я хорошо говорю, какой я молодец», - и это тоже может запросто всё погубить. Поэтому нужно наблюдать и учиться, чтобы в сердце наше не закрались эти страсти, и тем самым мы не погубили бы то, что мы делаем.

Многие православные христиане, наверное, все, кто приходил сознательно к вере, пытались, или  до сих пор пытаются  обратить своих близких. В действительности обратить близкого человека сложнее, чем человека, с которым мы мало знакомы. Потому что близкий нам человек знает всю нашу подноготную, что мешает ему услышать ту истину, о которой мы ему говорим. Помните, Сам Господь говорил, что не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем (Мк.6:4). Но это не значит, что не нужно обращать ближних. Обращаем не мы, а Господь. Сами мы не могли бы ничего сделать без Божией помощи. Поэтому не стоит пренебрегать теми возможностями проповеди для людей неверующих, которые нам Господь дает. Каждый человек и каждая ситуация посылаются нам для чего-то. Конечно, мы все по-разному устроены: кто-то может говорить легко и свободно, кто-то стесняется, но в любом случае бездействовать нельзя.

Очень важно, руководствуясь доверием к Богу и любовью к тому, с кем мы говорим, не приписывать заслуг самим себе. Если мы будем это делать, Господь меньше даст возможностей иметь благой плод, чтобы мы совсем не погибли от тщеславия. И наоборот, если мы будем учиться видеть в любых наших успехах заслугу не нашу, а Божию, то Господь будет посылать нам все больше и больше плодов наших усилий, предпринятых ради исполнения воли Божией.

Проповедь  – это очень радостное, дело, которое окрыляет нашу веру. Через проповедь мы свидетельствуем о Христе. Если ты говоришь человеку Слово Божие, то это очень сильно отличается от любых обычных слов, от пустословия, в котором проходит, к сожалению, значительная часть наших разговоров.

За исполнение заповедей Господь посылает нам очень большие утешения и внутреннюю радость.И наоборот, отчего у людей безрадостное настроение, депрессия, подавленность, чувство пустоты? Это всё от того, что люди не исполняют заповеди Божии и имеют те или иные грехи. Только добродетель может  влить в наше сердце непрекращающуюся радость. Как сказал апостол: «Всегда радуйтесь». Как можно всегда радоваться? Если мы совершенствуемся в добродетелях. А что такое добродетель? Это то добро, которое вошло у нас в привычку.  Добрые дела сами по себе отдельно совершает каждый человек, хотя бы одно-два добрых дела за свою жизнь сделает. Но это не добродетель.

Было бы хорошо, если бы мы имели возможность узнавать Слово Божие, так как это предписывает нам Православная Церковь. Хочется рассказать вам об опыте, который был и есть в приходе о. Даниила. Во-первых, о. Даниил ввёл огласительные беседы. Я знаю, что они у вас тоже проводятся. Во-вторых, он ввёл библейские беседы. Что это значит? Каждую неделю о. Даниил собирался вместе с прихожанами, прочитывал им одну-две главы из Священного Писания и объяснял их на основании толкований святых отцов. Мы знаем, что сам человек своим умом понять в полной мере слова Священного Писания не может, только если Господь откроет ему. Поэтому Церковь на 6-м Вселенском Соборе прямо сказала, что понимать Св.Писание надо так же, как его понимали святые отцы. Почему? Потому что в святых отцах действовал тот же Дух Святой, который действовал и в апостолах, и в пророках, которые записывали эти книги. Если, допустим, я автор книги, и вам что-то оказалось непонятным в этой книге, то вы можете подойти и спросить меня, и я, как автор, объясню. Так вот то же самое происходит и со Священным Преданием, потому что через  святых отцов объясняет сам Автор - Дух Святой. Если же мы будем толковать своей головой, то напридумываем, как протестанты, которые не имеют ничего относящегося к истине. Об этом святой Николай Японский хорошо писал. Он говорил о том, что к нему иногда приходили японцы, обратившиеся в протестантизм, и спрашивали его о том, как понимать то или иное место в Библии. А когда мы хотим узнать, что действительно сказал, что имел в виду Господь, то мы можем обратиться к словам святых отцов.

И вот, о. Даниил завёл такое замечательное делание, когда рассказывал о Библии по словам святых отцов. Множество людей ходило к нему. И, вы знаете, после того как о. Даниила не стало с нами по плоти, так случилось, что новый настоятель благословил вести эти беседы мне.

Я шел на первую беседу после смерти о. Даниила с большим внутренним волнением, поскольку прекрасно знал, что как оратор я уступаю ему безмерно, и говорить так же хорошо, как он, не смогу. Я боялся, что из-за моего недостоинства те люди, которые годами ходили на эти беседы и получали огромную пользу благодаря дару слова о. Даниила, разочаруются. Конечно, я много молился о том, чтобы Господь, который ради вразумления пророка дал слово даже ослице, ради этих людей, дал слово и мне. И по милости Божией случилось чудо: я смог вести эти беседы. Я увидел, насколько сильно преображает душу такая форма постижения Священного Писания. Конечно, Священное Писание и святых отцов можно читать дома, но практически это сложнее: для этого надо иметь библиотеку, что не каждый из нас может себе позволить. А эта форма, которую установил в своем приходе о.Даниил, была очень полезна для людей. Действительно, через эти беседы Господь открывал им путь духовной жизни, путь возрастания в вере. Я тоже это испытал, когда наблюдал за тем, что происходит и в моей душе, и в душах людей, которые постоянно ходят на эти занятия, потому что Слово Божие – это светильник, освещающий для нас путь. Если мы не читаем его регулярно, то начинаем терять ориентиры, перестаём понимать, что с нами происходит. С нами случаются какие-то события, а мы не понимаем их духовного смысла. Начинаем чувствовать движения своей души и не понимаем, какие. Мы совершаем грехи, и не понимаем, в чем причина. Идем и каемся, потом снова грешим. С одними и теми же грехами приходим на исповедь и не понимаем, почему так – вроде бы стараемся от них избавиться, но не можем. А почему? Да потому, что без звучания Слова Божия мы лишены ориентиров. В Слове Божием Господь нам как раз показывает, что правильно, а что неправильно, куда идти, отчего возникает в нас самих то или иное чувство. В Священном Писании Господь говорит нам не только, что делать, но и как делать. Это все равно, что ночью идти в темноте без фонаря. Постоянно будешь спотыкаться, падать и пачкаться. Весь перемажешься и придёшь в результате не туда, куда нужно. А когда идёшь с фонарём, то видишь дорогу и никаких проблем не испытываешь. Встретилась яма – обойдешь, увидишь ветку – низко нагнешься и так далее. Вот и Слово Божие – это тот светильник, который освещает путь нашей жизни.

Регулярное изучение слова Божия в толкованиях святых отцов является замечательным способом укрепить и узнать свою веру. Духовная жизнь – это не какая-то, скажем так, часть нашей жизни, это то, что должно стать всей нашей жизнью. Потому что все дела, которые мы делаем не ради Христа, бессмысленны. Они ничего нам не дадут. А главное - не приведут нас к вечности, это просто трата времени. И, напротив, любое дело, которое мы совершаем ради Христа, даже самое маленькое, любое исполнение заповедей, Слова Божия, станет для нас мостом к жизни Вечной. Как преподобный Исаак Сирин говорил, что когда мы умираем, то ничего с собой забрать не можем: ни одежду, ни дом, ни семью, ни деньги, ни имущество - ничего из того, что здесь было нашим, кроме наших добрых дел, совершенных ради Господа. Они с нами остаются вечно.

Изучение Слова Божия очень важно и для нашего возрастания в вере. Мы не можем быть хорошими проповедниками, если не знаем Священного Писания. Очень важно, если мы не просто свои слова говорим, но и прибавляем к ним слова Священного Писания. От этого речь наша очень сильно выиграет, потому что по воздействию на душу слушателя Слово Божие от нашего слова как гора от песчинки отличается.

Хотелось бы сказать ещё вот о чём. Святитель Феофан Затворник говорил о том, что апостолы вышли на проповедь простыми людьми, а обратили тысячи людей. Они не имели внешне никаких, скажем так, преимуществ в свою пользу. У нас, например, сектанты имеют колоссальную финансовую подпитку. Сколько денег пересылается на все их инициативы! Апостолы ничего этого не имели, но Господь чрез них стольких обратил! Почему же, говорит святитель Феофан, так располагались сердца слушателей? А потому что то, о чем говорили апостолы, было истиной. В каждом человеке есть совесть. Совесть – это орган для различения истины от лжи. Поэтому, когда апостол говорил другому человеку истину, то внутри этого человека совесть подтверждала, что то, что он слышит, - это действительно истина.

Это относится и к нам с вами, к делу проповеди. Поскольку, когда мы говорим истину, слово наше становится твёрже, чем любое другое наше слово. Когда мы говорим человеку истину о Христе, то в этот момент в нем не только ум и сердце подсказывают изнутри, что это действительно истина, но и нам помогает в нашей проповеди, но только в случае, если мы проповедуем истину, а не свои идеи или фантазии под видом веры. Если мы проповедуем Евангелие так, как Господь сказал, тогда это происходит. Поэтому, с одной стороны, и люди обращаются, это те, которые слушают голос своей совести, а с другой стороны, не остаются равнодушными. Так же, как к апостолам не оставались равнодушными. Мы знаем из Деяний апостольских, каким гонениям подвергались первые христиане. Потому что люди, когда голос совести их обличает и призывает к истине, делятся на два типа: первые следуют голосу совести, вторые отвергают, заглушают этот голос, начинают ненавидеть тех, кто проповедует истину. Так ненавидели апостолов, так ненавидят и всех настоящих православных христиан. Об этом Сам Господь предупредил нас, когда сказал, что если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин.15:19).

Бывает, что человек живет рядом с неправославными людьми десятки лет и за все эти годы ни разу им и слова о Христе не сказал. Стесняется, боится: а вдруг я скажу ему, а он не примет, обидится или не только это слово не примет, но и наоборот, отвергнет и даже станет относиться к нам хуже. Есть такой риск. Но на него пойти стоит ради Господа нашего Иисуса Христа. Жизнь прожить без риска кого-то оскорбить не получится. Да это и невозможно. Более того, Господь прямо сказал: «горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк.6:26). Когда люди нас ненавидят или злословят за наши плохие дела, это тоже плохо. А если люди над нами смеются и насмехаются ради того, что мы христиане, то, как Сам Господь сказал, блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф.5:11).

Так что на это нужно идти, нужно решиться на подвиг ради Христа, хотя бы самый маленький. Если мы не рискнем, откуда же нам знать – может человек ждёт, может он готов, хочет услышать о Христе, как знать. Поэтому, чтобы не было такого, что потом сам же наш близкий обличит нас на Страшном Суде Христовом за то, что мы ему ничего не сказали, лучше рискнуть и сказать…

Еще некоторые практические советы. Важно отвечать человеку, которому нужна истина. Если мы говорим с человеком и истина ему неинтересна, то нет смысла продолжать.Тогда это будет то самое, о чём Господь сказал: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7:6).  И это то, о чём апостол сказал, что «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит.3:10). Как понять, что человеку истина неинтересна? Если вы говорите человеку, а он вас не слушает и не хочет слушать, то продолжать разговор с ним не стоит. В этом случае ваши слова не приведут его к покаянию. Напротив, такой разговор может спровоцировать его к озлоблению и богохульству. Если человек в таком настроении, то надо отступить. Но не стоит ставить на нём крест. Это  сейчас он в таком настроении и состоянии, но, как знать, что с ним будет через месяц, через полгода, через год? Быть может он будет совсем другим человеком, и тогда он прислушается к вашим словам. Не нужно ждать быстрых результатов. Это неправильный подход. В наше время люди очень разбалованы внешними удобствами жизни, которых не было у наших предков. Благодаря этим внешним удобствам мы стали менее терпеливы, потому что мы  привыкли получать все очень быстро. Раньше надо было пойти разжечь керосиновую лампу, поставить лучину. Сейчас достаточно просто нажать кнопку. Раньше надо было нести воду из речки или из колодца, сейчас достаточно открыть кран. Это мелкие бытовые вещи, но то же самое касается и всего остального. Если человек не получает быстрые результаты, то ему становится неинтересно.

Мало что серьезное в нашей жизни дается быстро, а особенно обращение. Поэтому в духовной жизни нужно заранее настраиваться на долгий труд. Лукавый шепчет нам: возьмись за это дело и у тебя сразу получится. Мы беремся, ничего не  получается, и  сразу же разочаровываемся. «Да зачем всё это нужно? Я вообще больше никогда не буду этим заниматься». Надо сразу готовить себя на долгую борьбу, и тогда у нас всё получится. Это касается, в особенности, обращения наших близких. Сами мы пришли к вере в сознательном возрасте, преодолев особый долгий путь к ней. А от наших близких мы ожидаем, что они после нашего разговора сразу покрестятся и станут жить полноценной церковной жизнью. Такого не бывает. Человеку, уже сложившемуся, нелегко менять свои убеждения, пересматривать и переосмысливать свою жизнь. Даже, если он этого хочет. Это процесс, который занимает много времени. С нашей стороны нужно много терпения, любви и такта, чтобы не подталкивать человека, чтобы  своею излишней нетерпеливостью не отбить у него желание узнать об Истине.

 

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия