Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Читальный зал Серафимова Пасха
Серафимова Пасха Печать

«Радость моя, Христос Воскресе!» — так может встречать всех и каждого только тот, кто постоянно переживает рядом присутствие Господа Воскресшего. Как войти в эту радость и не выходить уже так, чтобы, как батюшка Серафим Саровский, свидетельствовать своим ликованием о силе и славе Господа нашего Иисуса Христа, рассказывает схиархимандрит Илий (Ноздрин). 

— Батюшка Илий, что Пасха значит в жизни христианина?

— Всё! Евангелие — насущно для человека. Так же и Пасха — это свидетельство Воскресения Христова и совоскресения нашей души. Мы нуждаемся не только в пище и питии, душе нужна надежда и радость. И Пасха — это свидетельство об истинности нашей веры, в основе которой — Воскресение Христово.

— А мы, христиане, можем свидетельствовать о Воскресении Христовом?

— Если мы живем по-евангельски, значит, свидетельствуем. Преподобный Серафим Саровский свидетельствовал.

— Батюшка Серафим неотлучно в пасхальной радости пребывал. Как бы нам тоже так навыкнуть постоянно радоваться о Христе?

— Житие преподобного Серафима читала? Как он жил, постился-молился. Вел аскетический образ жизни. Каждый день Евангелие прочитывал. Он действительно жил Богом. И не радоваться не мог.

— «Войди в радость Господа своего!» — призывает всех в пасхальном огласительном слове святитель Иоанн Златоуст. А как войти и не выходить? Чтобы Пасха осуществилась в нашей душе — переход в жизнь вечную стал ее сокровищем, магнитом всех ее устремлений и отдачи сил?

— Вот мы постились целый Великий пост. А для чего? Надо, чтобы душа была чистая, вера живая, молитва крепкая. Надо быть по-настоящему верующим человеком. Сказано: в злохудожную душу не внидет премудрость Божия. Если мы хотим чему-то обучиться, даже вполне земному знанию или ремеслу, мы идем к учителю, общаемся с ним. Так же и с Господом — в молитве. Но сначала очищаешь свою душу, чтобы приблизиться ко Христу. Точнее, если человек стремится к Господу, Он Сам всяку розгу, творящую о Нем плод, очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15: 2). Надо молиться, надо действительно пост провести по-христиански. Вот и Пасха будет настоящая. И все наши трудности, скорби, болезни, нестроения растворятся в этой радости, когда мы ощутим, что с нами Господь. Он всегда близок к нам. «Се, стою у двери и стучу,— говорит Он, — если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3: 20). Если мы живем благочестиво, Он всегда поможет и всему научит нас. Он — Учитель.

— Учиться лучше всего в детстве. Как детей привести ко Христу?

— Да, в Евангелии сказано: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11: 25). Дети ближе ко Христу. И Господь открывает им таинства, недоступные взрослому уму. Каждый человек придет к пределу своей земной жизни. Если человек стремится к познанию Бога с детства, Господь очень многое открывает ему. Детство — самый благоприятный период познания Бога. Замечательно, когда родители приобщают маленького к Церкви. Родители хотят воспитать чадо в вере, а Господь и Матерь Божия помогают им. И этим Богопознанием образуется, возрастает, укрепляется юная душа. С двух–трех лет младенцу надо уже говорить о Боге. Хорошо, если в доме много икон — ребенок тогда растет под присмотром святых. Надо, чтобы и маслице всегда было в доме, святая вода, просфорки. Детям важно ощущение святыни. Лампадка пусть всегда горит пред образами.

10042015 17

— Сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3), — то есть, по сути, встречи со Христом не произойдет. Как нам самим обратиться в младенцев, чтобы в радость Господа войти?

— Читать Евангелие. Ум, как говорил преподобный Серафим Саровский, должен плавать в Евангелии. Христос — единственный Господин сокровищницы нашего сердца. Потому что без Него сердце пусто. Там — мерзость запустения, если нет Христа. В опыте духовной жизни нам достоверно открывается Истина о том, что мы не ограничены этой жизнью. Истина Воскресения. При своем свободном волеизъявлении и выборе жизни с Богом, усвоении евангельских заповедей человек становится наследником вечного блаженства. Живя в этом мире, многие ищут счастья, славы. Воспринимают все через призму своего призрачного счастья так, как оно каждому представляется. Но только Господь, Который Один есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), дает душе покой в этом суетном мире. И радость, которой никто не отнимет у нас (см.: Ин. 16: 22).

— Батюшка Илий, почему сейчас в обществе столько уныния?

— Обленились!

— Как от уныния, от лени освободиться?

— Господь победил дьявола. Если молимся Господу, вместе с Ним побеждаем. «Праведный верою жив будет» (Рим. 1: 17). «А неверующий уже осужден» (Ин. 3: 18). Правда Божия сбывается в вечности и раскрывается уже в нынешней жизни. Адам должен был быть бессмертным. Ему было заповедано рай возделывать и хранить (см.: Быт. 2: 15). Там было не до лени. В раю разве мог человек унывать? Там он был с Богом — источником благ и света. Но через грех приобщился тьмы тягостного, поврежденного злом бытия. Крестом Христовым мы умираем для греха, чтобы как Сам Господь пострадал на Кресте, умер, победил смерть и Воскрес, так и нам с Ним совоскреснуть в жизнь вечную.

— А как распять своего ветхого человека?

— По воле Божией жить — вот и все. Читать и исполнять Евангелие при помощи Божией, испрашивая ее в молитве и приобщаясь благодати в таинствах церковных.

— Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Все мы в прелести». Научиться не оправдываться — это реально?

— Надо всегда осознавать свои немощи, что мы живем далеко не так, как надо. Не исполняем волю Божию. Каяться. Надо так много и постоянно каяться, чтобы не осталось места самооправданию.

— Говорят, Россия воскреснет, когда усвоит урок, преподанный нам новомучениками и исповедниками Церкви Русской: выбор Царствия Небесного, предпочтение его всему земному. И пока мы не отважимся на этот выбор, будет у нас межвременье, можно сказать, Великая Суббота в масштабах всей страны?

— Всего мы сделать сами не можем. Да и не все зависит от нас. Но пусть каждый потрудится в свою меру. Остальное сделает Господь. Каждый пусть подвизается на своем месте: трудится, молится. Новомучеников, конечно, надо почитать. Обращаться к ним. Помолился новомученикам и исповедникам Церкви Русской — и тебя сразу тысячи близких к тебе, знающих всю твою жизнь соотечественников услышали! Вот если мы их научимся почитать, общаться будем с ними, воспринимать их опыт верности Христу, жизнь страны преобразится! В монастырях сейчас читают старые жития, составленные Дмитрием Ростовским, — это хорошо. Но надо читать и жития наших новомучеников и исповедников.

— Русь монастырями воскресает?

— Господь везде, на каждом месте с каждым верующим в Него человеком. Только было бы терпение, смирение. Христос близко.

— Батюшка Илий, что на Пасху пожелаете читателям?

— Всем желаю встретить Пасху по-христиански. Как положено верующим. Как встречал Пасху преподобный Серафим. Его душа действительно была с Господом. Близко к Богу. Радовалась, по заповеди апостола, всегда (1 Фес. 5: 16). Радовалась о Воскресении.

Беседовала Ольга Орлова

 

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия