Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имени Твоем возрадуемся во веки.
Господи, посли Свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою.

Из службы Преображению Господню.

Главная Читальный зал «Мы не должны делать различия между собой и ближним, это предел любви…»
«Мы не должны делать различия между собой и ближним, это предел любви…» Печать

28102015 8 copyВ мае 2015 года в Гуслицком Спасо-Преображенском монастыре состоялась беседа прихожан с благочинным Московской Духовной Академии и Семинарии иеромонахом Варнавой (Лосевым). В беседе было поднято много важных и интересных для верующих тем. Сегодня мы публикуем материал, составленный на основе размышлений о. Варнавы об отношении христианина к своим ближним.

Для Бога все человечество воспринимается как один человек. В Писании сказано: «Единым Адамом все согрешили и Единым Христом все обретают спасение». Получается, что Господь хочет, чтобы мы так же воспринимали все человечество, всех людей - как одного человека или как наших близких родственников. Всякий человек для нас ближний. Вспомните заповедь:  «Возлюби ближнего своего, как самого себя».  Поэтому если ты молишься о ближнем, как о себе, и просишь ему спасения, как себе, Бог такую молитву и слышит, и принимает, и исполняет. Кем бы ни был этот человек: нашим близким или дальним родственником, пусть даже президентом Российской Федерации или США, - ты имеешь право молиться за него. Мы должны всем сердцем молиться даже за тех, кто враждует с нами, потому что у нас есть заповедь: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите творящих вам напасти и благословите проклинающих вас». Надо молиться за всех и благословлять всех, и всем желать добра, а особенно тем, кто творит зло. Надо просить: «Господи, пошли благодать этому человеку! Пусть он станет добрым!»

Когда мы молимся за ближних, важен определенный навык. Как пишет Преподобный Максим Исповедник, «мы не должны делать различия между собой и ближним, это предел любви». Мы не можем, конечно, как Бог, сразу всех вместить в свое сердце. Но по мере благодати, как пишут святые отцы, человек должен стремиться к этому. Вспомним слова апостола Павла: «Сердце мое отверсто для вас, коринфяне, и вам в моем сердце не тесно, но нам в сердцах ваших тесно». Он как бы укоряет их с любовью за то, что их сердца маленькие, как у мышонка. Апостол объясняет им, что они малодушествуют, никого не могут вместить в свое сердце, боятся его открыть, потому что его могут «поранить». А о своем сердце Павел говорит, что оно настолько широко, то там не тесно никому. Оно вмещает всю общину коринфскую, весь мир, всех христиан. Конечно же, такая способность любить ближних нам дается от Христа. Если ты принимаешь Божественную Помощь, тогда сердце твое расширяется. Ты молишься за себя: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» -   и как бы «запускаешь локомотив». Потом цепляешь к этому поезду «вагоны»: молишься за отца, за мать, за других родственников. Причем не обязательно произносить это вслух, главное - держать это в мыслях. Просто мысль быстрее слов, и ты можешь произнести: «Господи, помилуй мя» - и мгновенно представить и своих родителей, и детей, и родственников, и всех знакомых, и вообще весь мир. К этому можно прийти только постепенно, но когда человек научается так молиться, то добра в мире становится больше. Конечно, добро и зло - это категории нравственные, они связаны с проявлениями свободной воли человека. Но человек не может быть добрым сам по себе, ему нужна Божественная помощь.  А Бог не может нам помочь, если мы его не просим, Ему нужен «повод» вмешаться в нашу жизнь, потому что Он сам дал нам свободную волю.  И молитва – это именно такой повод.  Когда ты молишься о себе, ты даешь повод Богу вмешаться в твою жизнь. Некоторые монахи на Афоне говорят, что Бог, как добрый учитель, ищет повод поставить тебе «пятерку», задаёт лёгкие вопросы, подсказывает, даже «отворачивается», чтобы ты списал. Ведь кто как не Бог хочет нашего спасения? Поэтому ни в коем случае, никогда нельзя сомневаться в любви Божией.

Но мы должны молиться и за других людей, чтобы Бог вмешался и в их жизнь. Ведь Он бесконечно печется о всех нас. И очень важно не думать при этом, что ты такой весь из себя хороший, раз молишься за всех людей. Не забывай, что за тебя тоже молятся. И может быть, потому ты такой хороший, что за тебя молится много людей. Ты даже можешь не знать кто. Это, может быть, почившие твои родственники, твои знакомые, случайный прохожий, которому ты понравился или, наоборот, не понравился, и он за тебя стал молиться: «Господи, благослови этого человека!»

Естественно, что молитва и действие молитвы простирается, насколько это возможно. И может быть так, что у того, за кого мы молимся, нет намерения спасаться, он еще противодействует Богу, не ведая, что творит. Но ведь не всегда так бывает, что человек абсолютно грешен. Или он может просто заблуждаться. Ведь никто в здравом уме не будет противостоять Богу. Когда мы молимся за таких людей, то Господь в большей степени им содействует, Он их просвещает, Он находит путь к их сердцу.

Но, самое главное, нужно помнить, что молитва «убивается» малейшей неприязнью к ближнему. Малейший плохой помысел по отношению к другому человеку разрушит действие молитвы.

 

© 2009-2017, официальный сайт Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря
Московская область, Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Тел.: +7 (496) 411-34-07

Дизайн сайта - online-oz студия