Logo
Версия для печати

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь и соседствующие с ним раскольники. Путевой очерк Ивана Шевелкина

Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь и соседствующие с ним раскольники. Путевой очерк Ивана Шевелкина

 

 


 

 

 

 


Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь и соседствующие с ним раскольники.

Путевой очерк. Из журнала «Духовное чтение» за 1864 год.

Иван Шевелкин

Из Берлюковской пустыни я отправился в Гуслицкий монастырь. Утомленный тридцативерстным переездом по тряской и пыльной дороге в нестерпимой жаре, я, как Колумб Америке, обрадовался чистенькой комнатке, отведенной мне в гостинице Гуслицкой обители. Было восемь часов вечера.

Попивая чай, я любовался местоположением монастыря и упивался чудным воздухом, который изобильно струился ко мне в окно из густого соснового леса, окружающего обитель с трех сторон. Гостинник, чтобы познакомить меня с монастырем, предложил прочесть недавно изданное сказание о начале и настоящем положении здешней обители, благодаря которому я узнал об монастыре столько подробностей весьма интересных, что как будто жил здесь несколько месяцев; оставалось только глазом проверить прочитанное.

Утренняя служба в обители началась в два часа утра и продолжалась более трех часов; после утрени тотчас же началась ранняя обедня. При выходе из церкви ласковый и приветливый отец игумен Парфений пригласил меня к себе на чай и потом сам повел по монастырю, указал все примечательное и выводил даже по лесу, по всем хозяйственным заведениям, и наконец привел в школу, года четыре уже основанную им при обители для обучения грамоте мальчиков преимущественно из семейства раскольников. Помоги Господи деятельному и неутомимому старцу в трудах его, служащих единственно к прославлению Церкви Христовой и к возвращению в недра ее отпадших чад, именующих себя старообрядцами!

 

36B0FED6 36D7 451D 898D FC052F679574

На фото: схиигумен Парфений (Агеев).


Теперь расскажу здесь все, что узнал я о здешней обители, и опишу, что видел своими глазами.

Основание Гуслицкого монастыря положено в 1858 году по воле и желанию Государя Императора Александра Николаевича, на земле удельного ведомства, с целью обращения к православной Церкви раскольников, которыми густо заселена вся гуслицкая местность.

B2E47DFA 8653 4BB1 9BC4 98F7702DBD29

Устройство обители Высокопреосвященным Филаретом, Митрополитом Московским, поручено было отцу Парфению, бывшему в то время строителем Николаевской Берлюковской пустыни. Благодаря щедрому дару Государя Императора, значительному пожертвованию Высокопреосвященного и многих благочестивых граждан московских, с небольшим в два года воздвиглась мирная обитель, вмещающая теперь до ста человек братии. В настоящее время монастырь Гуслицкий состоит из следующих зданий: от святых ворот влево на северной стороне возвышается соборный храм деревянный на каменном фундаменте; он построен в виде четвероконечного креста с одним большим и семью малыми куполами весьма красиво и прочно, и заключает в себе три престола: в средине во имя Преображения Господня, и в приделах — правом во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, и левом — во имя Святителя Николая. Внутренность храма весьма поместительная и светлая. В той части храма, которая называется трапезою, устроены хоры, предназначенные исключительно для богомолок, по подобию древних православных храмов. Иконостас, в несколько ярусов, покрыт малиновой масляной краской и украшен позолоченною резьбою; он обращает на себя особенное внимание знатоков и любителей древности: в нем все св. иконы и царские двери самого высокого письма XV и XVI веков, отлично сохранившиеся (Желающие поближе познакомиться с обителью Гуслицкою могут обратиться к изданной в 1863 году книге: «Сказание о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря». В ней весьма подробно изложена история основания обители, и описано все заслуживающее особого внимая; при конце же книги приложен полный реестр всем иконам, здесь находящимся, с обозначением времени их написания - прим. автора — И. Шевелкина). На восток от собора находится небольшая двухэтажная церковь с двумя престолами: вверху - во имя Успения Пресвятыя Богородицы, и внизу — во имя Воскресения Христова, одноглавая, деревянная, покрытая тесом по стенам и выкрашенная под кирпич, так же, как и примыкающая к ней небольшая одноярусная колокольня. Первоначальную постройку этой церкви относят к глубокой древности — к временам митрополита Фотия; сюда же перенесена она из бывшего Спасо-Нерского прихода, с версту от монастыря, в 1858 году. С западной стороны к этому древнему храму пристроен также на каменном фундаменте деревянный двухэтажный флигель, в котором помещаются восемь просторных келий для братии. По правую сторону от св. ворот, почти в углу монастыря, возвышается великолепное здание: огромный каменный трехэтажный корпус, осененный в восточном конце пятью главами, покрытыми белым железом, с восьмиконечными на них крестами, вызолоченными через огонь. Корпус этот, совершенно оконченный постройкой, ждет внутренней отделки; в нем поместятся две церкви, больница с аптекой, богадельня и несколько келий для братии. Настоятель и братия, а также братская трапеза, кухня и пекарня помещаются в трех больших двухэтажных корпусах, построенных по одному плану на прочных каменных фундаментах. Со временем отец игумен думает оштукатурить снаружи и внутри все деревянные здания в монастыре, покрытые железом, что, конечно, доставит им прочность и возможность простоять лет пятьдесят и более. В стенах монастырских выстроены некоторые хозяйственные помещения: амбары для складки хлеба, квасоварня, погреб для овощей и ледник, покамест деревянные.

Монастырь окружен деревянной оградой с пятью очень красивыми башнями в готическом стиле с остроконечными крышами из листового железа; в трех башнях устроены кельи для братии, а в двух складываются разные хозяйственные принадлежности. У св. ворот пристроена сторожка, в которой помещается и сапожная мастерская. Против св. ворот, несколько наискось, вне ограды монастырской, построена, деревянная же, двухэтажная крытая железом гостиница для приезжающих богомольцев и приходящих странников, окруженная забором. Влево от нее построен, деревянный же, конный двор и при нем столярная мастерская.

Гуслицкая обитель с трех сторон - восточной, северной и западной,— окружена сплошным лесом; с южной же стороны окаймляют ее две небольшие речки: Нерская и Сошица, за которыми виднеются монастырские огороды, пахотные поля и луга сенокосные; весною огороды и луга заливаются сплошь водою, и потому летом и осенью приносят изобильный урожай. За речкой Нерской, на месте, где стояла древняя церковь, построенная Митрополитом Фотием, отец игумен Парфений соорудил очень красивую каменную часовню. За нею на довольно пространном участке земли, примыкающей к деревне Куровской, населенной раскольниками, разведены огороды и вспахивается земля для посева ржи и гречихи; овес же в здешнем месте почти никогда не родится. Тут же, недалеко от часовни, в деревянном доме помещается монастырское училище, где живут учитель и до сорока мальчиков, пользуясь пищей, книгами, бумагой, отоплением и освещением на счет обители, без всякой платы за это. Наискось от школы две избы с обширным двором отведены для скотного двора, прачечной и для жилья прислуги, скотниц и прачек.

Окруженная со всех сторон закоренелыми раскольниками, юная Гуслицкая обитель видит в церквах своих очень мало богомольцев, и потому единственным источником материальных доходов и средств для поддержки и будущего процветания монастыря, с его школой, больницей и богадельней, служит часовня, находящаяся в Петербурге на Невском проспекте у Гостиного двора близ Градской Думы.

 

0F292596 1ECA 4005 B0E5 89575F9264E4

Часовня Гуслицкого монастыря на Невском проспекте в Санкт-Петербурге

В Гуслицком монастыре заведено полное общежитие: вся живущая здесь братия снабжается от обители с приличною обстановкою в кельях, отоплением, освещением, пищей, одеждой, обувью и чаем с сахаром; кроме того все богомольцы и странники на гостиной пользуются помещением и пищей из братской трапезы без всякой платы за это.

Благодаря частым беседам с о. игуменом Парфением и знакомству со всеми его сочинениями о расколе и вместе личным моим наблюдениям, я изучил эту язву довольно основательно. Сначала мне казалось, что последователи бегло-поповщинской или Австрийско-Белокриницкой секты отделяются от нас, чад восточной Церкви, только в одних обрядах, упорно держась старопечатных или старописьменных богослужебных книг, несмотря на явные ошибки, в них встречаемые; но познакомившись поближе с этой сектой и с гуслицкими последователями ее, ясно вижу теперь, что в них господствует страшный фанатизм и грубая ненависть и злоба против православной Церкви и верных чад ее <…>

Проведши время странствования моего чрезвычайно приятно и весело, я считаю долгом посоветовать всем и каждому проехаться летом в Берлюки и в Гуслицкий монастырь: здесь найдете вы такой превосходный воздух и такие прекрасные места для прогулки, что будете благодарить меня. А сколько пользы душевной приобретете вы, посещая церкви Божии, где при внятном чтении и сладкозвучном столповом напеве, и не заметите, что часа три или более простояли у службы, не чувствуя решительно никакой усталости.

Ссылка на источник: https://www.bogorodsk-noginsk.ru/arhiv/12000/3.html

Template Design © Joomla Templates | GavickPro. All rights reserved.