Колокольный звон Печать
29.11.2014 15:31

Под звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события ее истории, связанные с судьбами самой страны и каждого человека. Колокольный звон пронизывает всю человеческую жизнь — от рождения до смерти. Колокол всегда звал в храм на службу, предупреждал о пожарах и войнах, сообщал о торжественных общенародных событиях, например, о венчании государя на царство.

Глашатай народа

Это один из самых древних инструментов в мире. В разных странах значение слова «колокол» имеет свои особенности. В переводе с древнеиндийского языка оно означает «шум, крики»; с греческого — «зов»; с латинского — «созывать». Он же «кампан» — слово «кампо» означает «поле». Кампания — поле, римская провинция, где отливались лучшие колокола.

Назначение колокола — созывать, оглашать народ. Колокол в старину был глашатаем. Это был глас Божий и народа. 

Сначала было било

Ученые предполагают, что слово «колокол» сохраняет корень греческого слова «калкун», что означает «клепало» или «било» (от слова «бить»), деревянные и металлические приспособления-доски с молотками-колотушками. Так что било и клепало признаются предками колокола — по призывному на богослужение назначению. Их до сих пор используют в некоторых монастырях Святой Горы Афон.

Об использовании бил упоминается во многих древних рукописных источниках. Например, в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха (VI — нач. VII века), в Типиконах XI–XII веков. До настоящего времени било употребляется в некоторых монастырях на Востоке и на Афоне.

29112014 5

Во времена гонений на христиан (I–III века) не могло быть и речи об использовании каких-либо громогласных инструментов для созывания на церковную службу. Отдельные лица из низших клириков были так называемыми «народособирателями». Позже стали призывать в храм ударением деревянной колотушкой в дверь дома или монастырской кельи.

Святые отцы придавали билу высокое символическое значение. Так, святитель Герман Константинопольский (VII век) говорил, что било есть «образ гвоздей, которыми были прободены руки и ноги Господа, что отозвалось во всех концах вселенной». Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский (VI век), уподоблял его «трубам ангельским, в которые вострубят ангелы в последний день, и звуком их возбудят все народы». А Патриарх Феодор Вальсамон (XII век) считал, что «ударение в железное или медное било выражает нам образ будущего суда и знаменует ту ангельскую трубу, которая имеет созвать всех из гробов к суду общему», в то время как великое ударение (в деревянное било) было изобретено «для благовестия Божественного Евангелия и для чтения прочих священных книг».

Появление колоколов 

Церковное предание приписывает введение в христианское богослужение металлических колоколов епископу Ноланскому Павлину (353–431). Однажды, удрученный людским неверием и равнодушием, владыка с особым сердечным жаром взмолился Спасителю примерно так: «Воззови, Господи, гласом Своим к этой бедной темной земле. Соедини сердца наши. Дай нам чувствовать дыхание Твое, чтобы сердца наши слышали призыв Твой и души не блуждали в безграничной темноте. Открой облака, которые разделяют нас с Тобой». Потом ему снились ангелы с полевыми цветами — колокольчиками, от которых исходили волшебные звуки. Он был так поражен видением, что по его просьбе мастера отлили несколько бронзовых колокольчиков. Позднее большие колокола стали называться «кампана», маленькие — «нола». Наука о колоколах называлась «кампанологией». Слово «кампан» часто встречается в богослужебных книгах.

Звон на Руси 

На Руси колокола появились после принятия христианства (988 год). Когда и как сложился на Руси обычай звонить в колокола — неизвестно. Одни полагают, что в распространении колоколов на Руси посредническую роль сыграли западные славяне, другие считают, что русское колокольное искусство было заимствовано у балтийских немцев.

Первое упоминание о колоколах в русской летописи под 1066 годом связано с Новгородом, с собором Святой Софии, откуда полоцкий князь Всеволод снял колокола.

Есть упоминание о колоколах и в киевской былине об Илье Муромце и в «Царственной книге» XVI века.

29112014 6

Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа и в традиционной русской культуре воспринимался как глас Божий. Скорее всего, потому, что в книге Ветхого Завета «Числа» Господь дает наставление Моисею сделать серебряные трубы и предписывает ему, когда и как ими пользоваться (Чис. 10: 2–10):

«И сказал Господь Моисею, говоря: «Сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов. Когда затрубят ими, соберется к тебе все общество ко входу скинии собрания; когда одной трубой затрубят, соберутся к тебе князья и тысяченачальники Израилевы; когда затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к востоку; когда во второй раз затрубите тревогу, поднимутся станы, становящиеся к югу; тревогу пусть трубят при отправлении их в путь; а когда надобно собрать собрание, трубите, но не тревогу. Сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами. Это будет вам постановлением вечным в роды ваши. И когда пойдете на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами — и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших. И в день веселья вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш».

Так что у бил и колоколов были прародители — трубы, которые Сам Господь благословил Моисея сделать.

Для русских людей настолько привычно и необходимо было участие в их жизни колокола, что они хорошо понимали его язык и настроение.

Сторожевые, всполошные, или набатные, колокола звонили во время нашествия врагов, предупреждали о начавшемся пожаре, мятеже или другой опасности.

Звон в таких случаях соответствовал событию — это был энергичный, тревожный набат, или всполох (от слова «всполошить»). Отсюда и выражения «бить в набат» или «всполошить народ» — значит поднять, пробудить народ.

Вечевые колокола собирали народ на вече — народное собрание. В старину в принятии важнейших вопросов участвовало все население города, а вечевой колокол был символом общенародного управления, самостоятельности.

В Сибири и во многих пограничных городах Южной и Западной России были колокола вестовые — от слова «весть». Они предупреждали о приближении неприятеля к городу, как и сторожевые колокола.

Время, часы в старину на Руси тоже отбивали колокола. Так появилось выражение «пробил час». То есть колокол как бы мерил время в жизни русского человека, напоминал о ее скоротечности.

Был даже путевой колокол, который прерывистым боем помогал заплутавшему в снежный буран или метель путнику найти дорогу. По-другому такой колокол называли метельным.

Колокола в России остались, и не только как памятники. Они продолжают жить и зовут народ к жизни — к жизни духовной. Это церковные колокола. Они принадлежат Церкви и служат Церкви, спасению, вечности.

Благословение на звон

Вылитый колокол, прежде чем занять свое место на колокольне, получает благословение на звон. Существует специальный чин благословения колокола, который начинается с чтения молитв, псалмов. После окропления святой водой читается паремия — ветхозаветное чтение из книги «Числа» о серебряных трубах. Также читаются хвалитные псалмы, где псалмопевец Давид призывает восхвалить Господа за Его безмерное величие и силу. Хваление будет величественным, если зазвучат серебряные трубы (духовые), к ним подключатся и другие все музыкальные инструменты — гусли (струнные), тимпаны и кимвалы (ударные).

Святые своим очищенным духовным зрением видят, что все живое (всякое дыхание) непрестанно возносит хвалу и благодарение Творцу. В этой общей симфонии звучит и наш человеческий голос.

Благовест

Колокольный звон является неотъемлемой частью богослужебного действа, он начинает и завершает богослужение, обрамляя собой всю церковную службу, словно голосом с неба, наполняя души людей радостью, надеждой. Раньше не было часов и люди исключительно ориентировались на звон колокола.

Русский человек относится к колокольному звону благоговейно, всегда помня о Божественной природе этого звука. Звон колокола делает человека сопричастным храмовому действу, даже тогда, когда он странствует по бескрайним просторам земли.

29112014 8

Поэтому не просто так по Церковному уставу на Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого при начале Евхаристического канона со слов «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…» до песнопения «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу…», то есть самой важной части Литургии, для извещения о времени освящения и преложения Святых Даров полагается благовест — 12 мерных одиночных ударов — чтобы человек, который находится вне храма, смог быть сопричастным важному моменту в богослужении. Колокол призывает к молитве, требовательно взывая оторваться от земных дел, когда мы все, верующие люди, должны, отложив попечения, устремиться мысленно к Богу, предаться Тайне, образуемой пением херувимов, — той не слышимой ухом музыке, но воспринимаемой в духовных песнопениях.

Кто звонит в колокол

К звонарскому делу допускаются верующие как мужчины, так и женщины, прошедшие соответствующий инструктаж у опытного звонаря или окончившие курсы подготовки церковных звонарей. При этом начинающий звонарь должен получить не только первоначальные навыки практического звона, но и знания о богослужении и безопасности работы с колоколами и билами и осуществляется звонарём с надлежащей ответственностью.

Звонарь должен помнить, что он является как бы связующим звеном между храмом и небом. Его звон предваряет молитву в церкви и становится ее продолжением после окончания богослужения. Очень важно, чтобы звонари были людьми воцерковлёнными, нравственными, живущими жизнью Церкви.

От внутреннего настроя человека, который звонит в колокол, зависит содержание звона. Поэтому нужно обязательно молиться. Когда звонишь с молитвой, то будет звонить и душа. Поэтому у каждого звонаря свой почерк. Почерки разные, но задача одна — призвать людей к молитве перед службой, усилить ее во время богослужения и закрепить после.

Колокольный звон иногда называют наружним Богослужением, молитвой в бронзе. Когда звонарь обращается к колоколам напрямую с молитвой, звонит его душа, поэтому у каждого звонаря свой почерк.

Куда пойти учиться? 

Несмотря на серьёзные утраты и бедственное положение с колокольными звонами в советское время, многие церковные звонари в XX в. сохранили традиции звона. Среди них такие звонари как В. И. Машков (Москва, Новодевичий монастырь), игумен Михей (Тимофеев) (Троице-Сергиева Лавра), монах Алексий (Норквист) (Псково-Печерский монастырь), А. С. Бутылин (Ростов) и многие другие.

Их звоны стали образцом для современных звонарей, подготовка которых сейчас. осуществляется как внутри приходов и монастырей, так и силами различных церковных школ и центров обучения колокольному звону.  

Самые известные из них:

1. «Московская школа церковных звонарей Ильи Дроздихина» (рук. Дроздихин И.М.),

2. «Школа колокольного мастерства при храме Христа Спасителя в Москве» (рук. И. В. Коновалов),

3. «Московский колокольный центр» (рук. В. Г. Шариков),

4. «Звонарская школа при ц. Владимирской иконы Божией Матери в С.-Петербурге» (рук. В. С. Кайчук),

5. «Новосибирская школа звонарей» (рук. Л. Д. Благовещенская),

6. «Школа звонарей Минского епархиального управления» (рук. А. Н. Малиновский (Иконников), с 2003 Б. В. Берёзкин).

Подготовила Елена Безкоровайная