Общее соборование Печать

Елеосвящение (его же называют Соборованием) – это Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Через него больному прощаются грехи, в которых он не успел или забыл раскаяться. Великим постом во многих храмах совершается общее Соборование, в котором принимают участие все желающие. Каковы причины того, что к нему допускаются не только больные, но и здоровые люди?

По уставам древнехристианской Церкви один раз в году в Великий четверг (на Западе) или Великую субботу (на Востоке) совершалось Крещение оглашенных и торжественное воссоединение с Церковью лиц, приносивших публичное покаяние. Таких покаявшихся помазывали елеем (елей – оливковое масло, использующееся в церковном обиходе), который они сами приносили в храм, как символ Божия милосердия и прощения им грехов. Традиция эта, очевидно, возникла в воспоминание примера блудницы, помазавшей елеем ноги Господа нашего Иисуса Христа и получившей отпущение грехов (Лк. 7:36–50). В то время это не было самостоятельным таинством, но лишь символическим обрядом, сопровождавшим Таинство Покаяния (Таинство Соборования больных существовало тогда отдельно). Поскольку все христиане считали себя обязанными каяться в эти святые дни Страстной седмицы, то со временем начали помазывать всех, кто присутствовал на службе. По мнению историка Церкви Н.Ф. Красносельцева, для такого помазывания стали использовать елей, освященный в эти же дни для Соборования больных.

В Русскую Церковь этот обряд пришел к нам, предположительно, из Греции не ранее XVI века. Тогда сам чин общего Соборования немного отличался от привычного для нас.

Общее Соборование для здоровых верующих совершалось после утрени. Седмеричное чтение апостолов, Евангелий и молитв не сопровождалось семью помазаниями, но все молящиеся помазывались однократно в конце чина.

Такая практика Общего соборования (в отличие от Елеосвящения больных) в Великий четверг с однократным помазанием вместо семикратного была широко распространена на Руси до середины XVII века и продолжала сохраняться в крупнейших соборах (например, в Успенском соборе Московского Кремля) до 1917 года.

Традиция совершать Общее Соборование только в Великий четверг сохранилась в некоторых храмах и по сей день (например, в Покровском храме Московской Духовной Академии). Общее елеосвящение с семикратным помазанием, совершаемое к тому же и в другие дни Великого поста (а порой и во время других многодневных постов) появилось только в конце XX века. Древняя же традиция совершения Общего соборования для здоровых людей более соответствует предназначению этого священнодействия, как делающему акцент больше на покаянии, чем на исцелении.

Иерей Алексий Кнутов
По материалам Н.Ф. Красносельцева
и Православной Энциклопедии