Даря радость, мы становимся счастливее Печать

Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить на танцы, общаться в социальных сетях, но, когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом. Поэтому дела милосердия могут стать постоянным деланием, как молитва.

8Шекспир, устами своего героя Гамлета, говорил: «…и начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия». Это значит, что человек с энтузиазмом начинает что-то делать, начинания его вздымаются вверх… но потом сворачивают куда-то в сторону и теряют то, ради чего они вознеслись, теряют название свое и оканчиваются ничем. Поэтому всегда очень важно помнить о цели всех наших действий, о цели нашей жизни на земле.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что целью нашей жизни является стяжание дара Святого Духа. Также он рассказал о том, как этой цели можно достичь. Стяжание дара Святого Духа он сравнивал с приобретением купцами богатств (он жил в купеческой семье): когда они хотят получить большую прибыль, то торгуют тем, что для них более выгодно. Служение ближнему должно помогать нам приобрести бесценный дар Святого Духа, без которого наша жизнь будет безрадостна, уныла, будет похожа на то, как живут люди, не знающие Бога. Делами милосердия должен заниматься человек, который понял, осознал, почувствовал, что именно служение любви помогает ему приобрести этот бесценный дар. Есть разные добродетели, например добродетель молитвы, если человек чувствует, что молитва дает ему наибольшую благодать, тогда, конечно же, ему нужно не идти к людям, а, наоборот, бежать от мира, уходить в монастырь, и там молитвой и другими подвигами приобретать дар Святого Духа. Есть добродетели поста, воздержания. Но лично мне всегда становится легче, если я могу кому-то помочь, если я могу что-то отдать, если я могу чем-то поделиться, меня тогда меньше мучает совесть, на душе становится светлее, радостнее. Именно поэтому я и стараюсь заниматься тем, что мы называем служением ближнему, или социальным служением.

У людей, не знающих Бога, часто целью делания добра является помощь другим. Они вроде бы бескорыстно помогают ближним и даже иногда обвиняют нас в том, что мы совершаем дела любви с корыстной целью. Они говорят: «Вы так поступаете потому, что хотите получить спасение своей души, а мы, хотя не верим в то, что душа бессмертна, делаем это совершенно бескорыстно, нам просто жалко этих людей и поэтому стараемся им помочь». Обычно это желание помочь другим перерастает в желание изменить мир, переустроить жизнь на земле, совершить очередную революцию, какие-то новые реформы, которые очень часто оборачиваются бедой, трагедией. И то, что хотелось: «доброе», «хорошее», – получается совсем не таким, каким было задумано изначально.

Мы с вами знаем, что есть Бог, Который может совершить спасение этого мира и без нас. Господь призывает нас к соработничеству. Он поручил нам совершать дела милосердия для любви. Не потому, что Он не может делать их Сам, не потому, что у Него не хватает любви, а потому, что Он хочет, чтобы мы получили награду. Мы всегда со смирением должны думать о себе и понимать, что если бы не мы этим занимались, то Господь восставил бы людей, которые бы сделали это гораздо лучше. Мы совершаем дела милосердия прежде всего потому, что без этого можем погибнуть, без этого не научимся самому главному, что является нашей целью на земле.

Стяжание дара Духа Святого – это научение любви, смирению, причастие Божественной благодати, которая открывает нам смысл того, что происходит.

Авва Дорофей в своей замечательной книге «Душеполезные поучения» говорит, что когда мы делаем что-то доброе, то больше делаем для себя. Больше больной благотворит тому, кто ухаживает за ним, чем тот человек, который ухаживает за больным, благотворит больному. Мы понимаем, что когда делаем добро, то больше получаем пользы для себя, чем для другого. Это знание помогает нам сохранять смирение, скромность и правильно относиться к тем людям, которым мы помогаем. Мы не возвеличиваемся над ним, не говорим гордо: «Вот, я тебе сделал то-то», а мы благодарим, что у нас есть возможность совершить то дело, которое привлекает в нашу душу благодать Божию.

Отец Иоанн Крестьянкин, когда к нему пришли брать благословение на обучение сестер милосердия в Свято-Дмитриевском училище, сказал такие слова: «Задача сестры милосердия – помочь больному полюбить свою болезнь». Дело в том, что, помогая другим, уменьшая их боль, скрашивая их одиночество, обеспечивая материально, мы все-таки до конца не избавим их от скорбей. Помогая в излечении от телесных недугов, мы не сможем излечить их от смерти, избавить их от действий дьявола, от искушений, которых много бывает в жизни. Мы не сможем сделать их жизнь безбедной, абсолютно комфортной, это не в наших силах, да это и не нужно. Помочь человеку правильно понять свою болезнь и принять ее как некое испытание, которое Бог дает нам, чтобы мы сумели стать более совершенными, – это очень и очень важно!

Мы должны помочь другим людям понять ТАЙНУ СТРАДАНИЯ, ТАЙНУ НЕСОВЕРШЕНСТВА ЭТОГО МИРА и должны обязательно об этом помнить, иначе мы и сами начнем унывать. Без этого невозможно быть рядом с чужим страданием, с чужой скорбью, обязательно захочется от этого уйти, отделиться, и, только поняв эту тайну, разделив ее с теми людьми, которые страдают, можно и самому сохранить живое сердце, состраждущее другому, живую душу, и помочь другому человеку это страдание пережить.

9Не могу не вспомнить образ рая и ада, который дан нам замечательным старцем Паисием Святогорцем: «Как-то раз один простой человек попросил Бога показать ему рай и ад. И вот однажды ночью во сне этот человек услышал голос: «Пойдем, я покажу тебе ад». Тогда он оказался в комнате. Посередине ее стоял стол, за ним сидело много людей. На столе была кастрюля, полная еды. Но люди были голодны: они черпали длинными ложками из кастрюли, но не могли поднести ложки ко рту. Поэтому одни из них ворчали, другие кричали, третьи плакали... Потом он услышал тот же голос: «Пойдем, теперь я покажу тебе рай». Тогда он оказался в другой комнате, где стоял такой же стол с кастрюлей и также вокруг него сидели люди с длинными ложками. Однако все были сыты и веселы, потому что каждый из них, черпая из кастрюли еду, кормил своей ложкой другого».

Если человек знает этот секрет, знает, что он должен помогать другим, должен кормить других, жить для других, помогать другим, то он знает секрет любви, он знает тайну любви. Хорошо бы еще по этой тайне поступать, потому что иногда мы что-то знаем, но делаем совсем все по-другому. Пытаемся все равно этими ложками накормить себя и остаемся голодными, а когда мы кормим других, если даже нет другого, кто мог бы накормить нас, Господь поможет нам, Он может восполнить все недостатки в нашей жизни.

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон

--------------------------------------------------------------------------------------------------

При Гуслицком монастыре вот уже более двух лет действует служба милосердия «Преображение». Добровольцы службы навещают старых, одиноких и больных людей в геронтологии, помогают одиноким бабушкам-инвалидам, многодетным семьям, отправляют посылки с необходимыми вещами и продуктами для нуждающихся.

Приглашаем всех желающих участвовать в делах милосердия. Особенно ждем помощников для многодетных семей (погулять с ребенком, привезти на машине в храм на Литургию и т.п.). По вопросам можно обращаться к координатору службы Тепловой Людмиле: 8-925-053-55-51.