О нашем отношении к новомученикам Печать

            Почитание святых в Православии является важной частью Священного Предания Церкви. Церковь любит всех своих святых — Честнейшую Херувим Богоматерь, Бесплотные Силы, пророков, апостолов, святителей и учителей Церкви, благоверных правителей, мучеников, преподобных, праведных. Но мученикам в Церкви воздается особый почет.

 Их именуют «столпами Церкви», потому что они — цвет Церкви, ее честь и хвала. Особое отношение к мученикам усматривается, например, из содержания богослужения субботнего дня — в этот день вспоминаются все лики святых, но более всего — мученики.

Величие их подвига заключается в том, что они засвидетельствовали веру даже до крови[1] и в своей жертвенности некоторым образом уподобились Спасителю.

Между тем немало христиан не до конца понимают это особое отношение Церкви к мученикам, страшатся описываемых в житиях мучений и, как бы выразиться получше… сторонятся не только мучений, но и самих мучеников. Следствием этого непонимания становится недостаточное, ограниченное почитание такими людьми подвига мучеников вообще. Вместо этого больший интерес вызывают чудеса святых — исцеления, видения, откровения и т.д. Например, за что почитают, прежде всего, как воцерковленные, так и невоцерковленные люди блаженную Матрону Московскую? За чудеса. А многие ли почитают ее за перенесенные лишения и гонения? А она ведь является исповедницей веры…

В итоге это непонимание, недооценка значения мученичества косвенно оказывается связанным с непониманием человеком сердцем, душой сокровенной сути христианской жизни — необходимости мужественного и терпеливого несения своего жизненного креста и скорбей. Ведь люди в большинстве своем терпят различные скорби. Но весь вопрос в том, как они их терпят… Можно терпеть с благодушием и пониманием того, что «лично мне это нужно, по-другому, я, может быть, и не спасусь, погибну», а можно воспринимать их как некую безысходность, ощущать себя загнанным в угол, «мол, ничего не сделаешь другого, надо терпеть…». Согласитесь, ситуация одна и та же, а отношение к ней разное. Примером для нас здесь является тот же апостол Павел, который предпочитает хвалиться не своими особыми дарованиями от Бога, а немощами (2 Кор. 12: 5), иными словами — мученичеством.

А теперь от этих общих рассуждений хотелось бы перейти и к почитанию новомучеников и исповедников[2] Российских. В чем высота их подвига? В чудесах? В нетлении мощей? Прежде всего, она, как и у древних мучеников, в мужественном свидетельстве веры перед гонителями, невзирая на связанные с этим страдания, лишения и даже насильственную смерть. Это самое ценное, самое важное. Если это само по себе не увлекает наше сердце, не трогает душу, не восхищает ее, то надо бы нам крепко задуматься о нашей вере — в какой степени она соответствует Священному Преданию Церкви?

265042013 7

Что можно посоветовать тем, кто хотел бы утвердить себя в почитании новомучеников? Во-первых, необходимо изучать Священное Предание Церкви (творения святых отцов, вероучительные книги, жития святых, быть внимательнее к содержанию богослужебных текстов — уже одни они могут нас многому научить — и вере, и нравственности), чтобы приучить себя вообще любить мучеников именно так, как это делает Священное Предание. А во-вторых, следует узнавать больше о самих новомучениках: читать их жития, интересоваться историей Церкви советского периода, особенно 20-х и 30-х годов ΧΧ века.

Поделюсь в связи с этим своим небольшим опытом. На меня огромное влияние оказали Соловки. Первая поездка была в начале 2000-х годов. Своими глазами я видел сохранившиеся камерные двери в Соловецком кремле, слышал рассказы о нечеловеческих условиях содержания заключенных на Секирной горе (в храме Вознесения еще тогда оставались следы этого), о том, как «лечили» смертью на Анзере (выражение А. И. Солженицына). В это же время я прочитал книгу Бориса Ширяева «Неугасимая лампада» о Соловецком лагере. Это замечательнейшее произведение, в котором собраны рассказы о людях, оказавшихся способными не только сохранить человеческий облик в нечеловеческих условиях, но и явить величие духа и жертвенность к ближним (очень советую прочитать). Кто не читал книгу «Отец Арсений», ставшую уже классической, обязательно прочтите! Жития священномучеников Петра, архиепископа Воронежского и Задонского (Зверева), Илариона, архиепископа Верейского (Троицкого), архиепископа Тверского Фаддея, святителя Луки, архиепископа Симферопольского (Войно-Ясенецкого), преподобномученицы великой княгини Елизаветы и инокини Варвары и многих других новомучеников не могут не всколыхнуть душу. Нельзя обойти вниманием, конечно, и Царственных страстотерпцев, подвиг которых занимает особое место среди новомучеников и исповедников Российских.

Святые — это и наши ходатаи перед Богом, и учителя. Новомученики же и исповедники Российские, являясь нашими соотечественниками и теми, кто жил совсем близко к нам по времени, могут примером своего исповедничества и стойкости в вере весьма помочь нам укрепиться в ту эпоху, когда мир все больше и больше отпадает от Бога.

                                                                            Священник Алексий Кнутов



[1]              Слово «мученик» с греческого языка переводится как «свидетель». Как пишет протоиерей Максим Максимов, служение мучеников является продолжением апостольского служения, мученики в этом отношении — это тоже свидетели, проповедники истинной веры. Особенность же их подвига заключается в том, что в этом свидетельстве они проявили мужество и стойкость — перед лицом гонителей веры не пожалели даже и жизни своей: сохранили верность Господу Иисусу Христу и предпочли страдания и смерть отречению или предательству веры (см. подробнее в: Максимов Максим, протоиерей. Гонения на христиан в Римской империи и в России // Преображение Гуслицы. 2012. № 2 (24). С. 4).

[2]              Исповедниками называют христиан, которые, так же как и мученики, засвидетельствовали веру перед гонителями, но умерли своей смертью.