Депрессия - болезнь или страсть? Печать

Людям свойственно радоваться и печалиться, веселиться и скорбеть: Господь щедро дает нам поводы как для веселья, так и для скорби. Однако в последние годы людям все больше присущи хандра и меланхолия. Мы привыкли к хмурым лицам в электричке и в метро, а искренняя радость стала такой редкостью, что если мы видим улыбающегося человека, то невольно думаем: с ним что-то не так…

Свое безрадостное отношение к миру и к жизни мы привычно объясняем тем, что живем в такое неспокойное время, нестабильностью ситуации в стране, постоянными стрессами, тяжелыми условиями труда, плохой экологией, в конце концов... Однако наши родители и бабушки с дедушками пережили более тяжелые времена – войну, голодные послевоенные годы, сталинский режим и, несмотря на это, были гораздо более счастливы, чем мы… И напротив, данные медицинской статистики свидетельствуют, что самый высокий процент депрессий и самоубийств отнюдь не в бедных странах третьего мира, а в наиболее развитых и богатых, где очень высокий уровень жизни и людям уже нечего больше желать. Каждый пятый из числа самых богатых людей планеты страдает депрессией. И вот что самое удивительное: среди нищих, бомжей почти нет самоубийц, хотя, казалось бы, жизнь у них такая, что, как говорят, «хоть в петлю лезь»!

Печаль имеет много названий: «огорчение», «тоска», «горе», «скорбь», «хандра», «меланхолия», «отчаяние», «утрата смысла жизни». В наше время печаль чаще всего называют депрессией. Слово «депрессия» происходит от латинского depressio, что означает «прижимать, угнетать». Это психическое заболевание, характеризующееся подавленным, тоскливым настроением, сопровождающееся вялостью, утомляемостью, уныло-пессимистической оценкой происходящего, отсутствием интереса к жизни.

Психиатры называют депрессию раком XXI века, чумой нашего времени, эпидемией, охватившей все человечество: депрессия уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе – среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2012 год, депрессивными расстройствами страдает 350 миллионов человек – 5% населения планеты; у многих при себе постоянно имеются успокоительные таблетки на случай стресса, нервного срыва. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия станет самым распространенным заболеванием в мире, и, если не будут приняты соответствующие меры, парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран. Около 75% людей, страдающих депрессией, хотя бы единожды помышляли о самоубийстве, а 10–15% лиц от этого числа совершали его. Каждый год в России сводит счеты с жизнью несколько десятков тысяч человек, этих людей хватило бы на маленький город! Депрессия «помолодела»: жертвами ее становятся не только люди преклонного и «бальзаковского» возраста, но также молодежь и даже дети. Темпы роста депрессии среди детей просто поразительны – 23% в год…

28112013 12

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе (13–16 августа 2000 года, Москва), в частности, сказано:

«Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей».

 

Таким образом, Православная Церковь подразделяет все депрессии на два вида:

 – эндогенная депрессия, или депрессия «от естества» (психическая). Она возникает вследствие биологических и биохимических изменений в организме человека и, как правило, не может быть излечима без назначения необходимых медикаментов. Но таких расстройств меньшинство – всего 3–4% от общего числа депрессивных расстройств;

– невротическая депрессия, или депрессия-страсть. Она возникает, условно говоря, «на нервной почве», в результате нервных потрясений, душевных конфликтов у потенциально здорового в психическом отношении человека. Она связана с личностью, с психологическими и духовными факторами. Как ни странно, подобных расстройств гораздо больше – 96–97%.

Любая страсть – это греховный навык, вросший в душу, противоестественное действие (движение) человеческой души, заключающееся в ее влечении к чему-либо вместо Бога. Основанием страстей является самолюбие – чрезмерная любовь к себе – чувство, всецело противоположное любви к Богу и ближнему.

Недовольство окружающими и окружающим очень часто доставляет нам огорчения. И мы с детства привыкаем к этим огорчениям, переставая замечать, как легко грешим. Автобус не пришел вовремя, пассажиры все злые, кондуктор выдала сдачу мелочью, на работу опоздал, начальник привязался, компьютер «завис», коллеги не помогли… В этих случаях проявляется недовольство не столько ситуацией и ближними, сколько Богом, пославшим испытания. В печали обличается наша гордость, обнажается наше несогласие с волей Божией... Преподобный Нил Синайский называет печаль «червем в сердце». Эта страсть, как рак, разъедает человека изнутри, может довести его до полного изнеможения (а иногда и до смерти), если не начать бороться с ней.

Как и всякая страсть, печаль имеет вполне естественное происхождение. Страдания, скорбь, плач – обычные эмоциональные реакции человека на некоторые тяжелые обстоятельства жизни. Например, когда умирает близкий человек, редко кто останется безучастным, равнодушным к этому. Мы не можем оставаться равнодушными к тяжелым потрясениям. Наши эмоции помогают нам, во-первых, пережить стресс, во-вторых, мобилизовать силы для борьбы с трудностями, подвигнуть нас к каким-то действиям.

Но плохо, когда эмоции берут над нами верх, когда печаль затягивается, ничто не радует, все раздражает, а окружающее предстает в мрачном свете. Это затянувшееся, болезненное состояние души, это уже зависимость. Мы начинаем служить этой страсти, и она, как и всякий идол, требует жертв. Какие мысли обычно вертятся в голове у страдающего печалью? «Все плохо, в моей жизни нет ничего хорошего; меня никто не любит, не понимает; в моей жизни нет никакого смысла». И конечно, не обходится без самобичевания: «Я самый несчастный, я неудачник, я глупый никчемный человек, приношу людям одни страдания». При всех этих настроениях самое тревожное и абсурдное – категоричность суждений: все, ничего, никто, самый и проч. Любому здоровому, вменяемому человеку понятно, что не может быть все плохо. У каждого человека есть возможности для жизни и счастья. Просто депрессивный человек этого упорно не хочет замечать. Наверняка, у него есть здоровье (в той или иной степени), руки, ноги, голова, органы чувств, есть какое-то дело, работа, есть умения, навыки, есть близкие люди, родственники и друзья, а значит, есть возможность любить и быть любимым. И любой это понимает. И ясно, что в человеке, страдающем печалью, говорит не его разум, а кто-то другой. Кто же? Его страсть, она завладела его душой и сознанием.

С другой стороны, как и всякая страсть, печаль доставляет человеку массу приятных ощущений, иначе никто не попался бы на этот крючок. И страдающему печалью тоже, как ни странно, чем-то нравится сладостный плен страсти. «Ничто так не пьянит, как вино страдания!» – писал Бальзак. И поэтому очень непросто бывает выйти из этого состояния, поэтому так плохо действуют утешения близких: человек ждет не исцеления, а приятных ощущений от утешений и жалости к себе, при этом вовсе не желая утешаться. Печаль действительно может пьянить, как вино, как наркотик, и находиться в этом состоянии для депрессивного приятно, хотя, конечно, оно приносит страдания и ведет человека к саморазрушению. К тому же выйти из печали непросто – это труд, и для иных легче плыть по воле волн. Вот почему очень часто депрессией, меланхолией часто страдают люди ленивые, не приученные к труду.

Почему страсть печали, тревоги, беспокойства так распространена в современном мире? Из-за упадка веры. Запад стремительно теряет веру, Европа уже объявила себя постхристианской. В нашей стране тоже, к сожалению, наблюдается спад интереса к Церкви. Того подъема, притока людей в храмы, что был в 1990-е годы, уже нет, начался период охлаждения. Конечно, большинство людей называют себя верующими, но во что они верят? В год козы, петуха, свиньи, астрологию и прочий оккультизм. Даже к храму, к Православию подход чисто магический: кому какую свечку поставить, какому святому помолиться, чтобы у меня все было хорошо, в какой праздник в храм сходить. Когда у человека нет настоящей веры в Бога, веры в то, что и «волос с головы не пропадет» без воли Божией (см.: Лк. 21: 18), то в его сердце появляется тревога, беспокойство, а это уже начало депрессии. Он начинает всего бояться и думать: «Что со мной случится завтра? А вдруг заболею? А как же жить на сегодняшнюю пенсию? Вдруг убьют? Вон какие ужасы по телевидению показывают. Вдруг потеряю работу, а тут еще экономический кризис? Как я буду жить, если не выйду замуж?» Скорби и страдания для человека, который не доверяет промыслу Божию, являются чем-то отвратительным, ужасным, совершенно ненужным. Собственно говоря, это закономерное следствие философии гедонизма, жизни «в свое удовольствие». Современный человек хочет только приятного, сладкого, комфортного. Более того: делает это смыслом своего существования. И потому стоит ему заболеть, лишиться работы или остаться одному, как он мгновенно теряет почву под ногами, доходит до отчаяния и даже готов отвергнуть сам высший дар жизни.

28112013 11

Но, как говорил преподобный Серафим Саровский: «Нет скорбей — нет и спасения». Анализировать путь, которым Господь нас спасает, невозможно. Порой люди, пережившие трагические события, делают вывод, что должны были пройти этот путь. Протоиерей Николай Гурьянов много лет просидел за православную веру в лагерях. И он говорил, что нисколько не жалеет о годах, проведенных в тюрьме. Архимандрит Павел Груздев считал, что все хорошее в его душе он приобрел в лагере и ссылке. Архимандрит Иоанн Крестьянкин вспоминает о своем пребывании в Каргопольлаге на лесоповале как о времени глубочайшей внутренней жизни, времени истинной молитвы и живой веры, духовного опыта, который сохранился на всю жизнь… Очень многие люди, прошедшие через ад ГУЛАГа, потерявшие здоровье, не жалели о том и вспоминали потом этот период с благодарностью Богу.

К страданиям, скорбям можно относиться по-разному. Во-первых, нужно помнить, что Бог никогда и никому не посылает креста выше сил. Бог – Отец наш и лучше нас знает, что могут понести Его дети, а что нет. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). Во-вторых, за периодом скорбей всегда будет утешение. Если где-то у человека отнимается, значит, в другом месте прибывает… И бессмысленных страданий Господь не попускает. Либо мы страдаем во очищение наших грехов, чтобы не страдать в жизни вечной, либо скорби посылаются нам, чтобы оградить нас от грехопадений и других опасностей. Еще один смысл скорбей – в очистительном действии, которое они производят на нашу душу. Страдания делают нас лучше, чище, добрее. Заставляют по-другому взглянуть на себя, оказать помощь ближнему, начать сострадать ему.

С упадком веры связана также утрата депрессивным человеком интереса к жизни. Его все перестает радовать, он ничего не ценит и мало на что обращает внимание. А ведь жизнь во всех ее проявлениях – это самый главный дар Бога человеку, и относиться к ней равнодушно – большой грех. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе», – говорит нам апостол Павел (1 Фес. 5: 16–18). Именно благодарите. Через благодарность к Богу мы научаемся ценить дары жизни. А радость, счастье приносит только то, что ценится.

И наконец, крайнее проявление безверия – утрата смысла жизни, а ведь именно это лежит в основе депрессии. У христианина всегда есть смысл жить. Этот смысл – в любви к Богу и ближнему. Верующий человек знает, что Бог его никогда не оставит, с Богом он не один. Как говорится, «с Богом надежнее жить, с Богом легко умирать». И служение ближнему придает жизни осмысленность и полноту – всегда рядом есть человек, которому хуже, чем тебе, которому необходима твоя помощь. А для маловерного современного человека и жизнь страшна, а смерть – это просто конец!

Чем еще может быть вызвана печаль, депрессия? Грузом греховной жизни, нераскаянными грехами, их губительным действием на душу человека. В тоске душа томится от того, что в ней накопилось множество грехов и она с трудом их вмещает. Преодолеть подобное состояние можно только покаявшись, очистившись на исповеди. Исповеданный грех уже становится «яко не бывший», если человек искренне раскаивается в нем. Очень хорошо понести какую-нибудь епитимью, если священник назначит. И конечно, встать на путь исправления и борьбы с грехом.

Впавшим в печаль, потерявшим радость и вкус к жизни можно посоветовать внимательно подходить к каждому дню. Что бы вы ни делали, делайте со вниманием и смыслом. Во всем старайтесь видеть что-то хорошее, учитесь радоваться даже самой малости. Апостол Павел говорит: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10: 31). То есть все делайте для спасения души, прославляя и благодаря Бога.

И еще немного об одном обязательном средстве борьбы с печалью и унынием. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Скука – унынию внука (то есть внучка. – Ред.), а лени дочь». То есть лень, праздность порождают скуку, а скука – уныние и печаль. Человек целеустремленный, любящий труд, очень редко тоскует. Когда борет тоска, первый симптом – ничего не хочется делать, полное расслабление. Здесь нужно шаг за шагом понуждать себя к хоть какому-нибудь делу, подвигать себя на труд, хотя любое занятие в состоянии депрессии уже маленький подвиг. Очень хорошо, когда печальный найдет дело, которое может увлечь его. Но даже если такого занятия нет, нужно понуждать себя совершать любой простой и незамысловатый труд. Каждый час дня, и даже минута должны быть чем-то заполнены, чтобы не оставалось места праздности.

И конечно же, человек должен искать помощи у Бога, Который дает человеку силы преодолеть страсть. Христианский образ жизни – молитва, посещение православных богослужений, участие в Таинствах Церкви, чтение Священного Писания, святоотеческой литературы, жизнь по заповедям Божиим – верный путь к исцелению от нервности, уныния, печали и обретению душевного мира... Господь услышит, не оставит без Своей помощи.

Подготовила Елена Розанова