Проповедь в неделю о Страшном Суде Печать

Дорогие братья и сестры!

Приближается Великий Пост, и в этот воскресный день Церковь напоминает нам о Страшном Пришествии Христовом. Сегодня в Евангельском чтении Господь приоткрывает нам немного о том, как будет происходить этот Страшный суд для каждого человека.

 

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Милосердие и дела милосердия

Мы видим, дорогие братья и сестры, что Господь будет судить нас не за то, как мы молились, как постились, сколько времени проводили в храме, в бдении, но будет судить нас, глядя, какие мы совершали дела милосердия. Христиане, зная эти слова, стараются уделять в своей жизни время помощи нуждающимся. Милосердие – это добродетель, то, что находится в сердце, и дела, которые исходят из нашего сердца, могут быть проявлением этой добродетели, но могут быть и чем-то другим. «Милости хочу, а не жертвы», – говорит Господь. Давайте задумаемся: творим ли мы наши добрые дела по милости, по любви, или творим их как жертву, как исполнение своего долга. Если мы приглядимся к себе, то увидим, что часто наши дела милосердия являются просто делами без внутреннего наполнения любовью, являются лишь исполнением нашего христианского долга перед ближними. Когда нам навстречу идет нищий и просит помочь ему, каждый может оценить себя, что он чувствует к этому человеку: любовь, жалость, милует его, прощает, или, по необходимости, вынужден отдать ему что-то от своих средств.

27022014 1

Радости от дел милосердия

Мы знаем, братья и сестры, что придет Господь, как тать в нощи. То есть пришествие Господне, Его суд, случится не тогда, когда мы этого ожидаем, когда готовимся, когда привели дела свои в порядок, но неожиданно для нас, так, как приходит вор, ночью. В нашей жизни «малый» суд бывает каждый день. У нас постоянно появляется возможность проверить себя и узнать наше истинное состояние – находятся в нашем сердце любовь, милосердие, или нет. Многие чувствуют, что даже если совершают какое-либо дело милосердия, все равно чего-то не хватает. Почему не приходит мир в душу, благодать, почему нет радости от содеянного, а лишь состояние обременения, тягости? Многие думают, что не хватает дел милосердия, нужно, наверное, что-то еще, какой-то подвиг на себя взять. И люди начинают посещать заключенных, ходить в тюрьмы, ходить в больницы, стараются помогать, утешать страждущих, ищут голодных, бездомных, некоторые думают о том, чтобы усыновить ребенка. Но мы забываем, что, как суд Божий совершается неожиданно, так и возможность совершить доброе дело Господь посылает нам не тогда, когда мы этого ищем, смотрим по сторонам, думаем, кому бы нам помочь, а когда не хотим этого или просто нет времени. Оказывается, много таких дел, которых мы не замечаем, и когда кто-то действительно нуждается в помощи, у нас нет времени, настроения или мы этого просто не видим. Мы ищем для себя великих подвигов, а не замечаем даже самого малого. Каждый миг нашей жизни является проверкой, малым судом Божиим – помилуем мы человека или осудим его, простим или будем продолжать враждовать.

Законы духовной жизни

И еще, братья и сестры, есть продолжение этого Евангельского отрывка. После того, как Господь перечисляет все дела, которые мы должны сделать по милосердию, говорится следующее:

«Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

То есть праведники, которые действительно совершают добродетели, даже и не видят за собой этого. И когда им скажешь: «Да какие у тебя дела, что ты хорошего сделал?», – они не будут роптать на это, они скажут, что ничего хорошего, действительно, в жизни не делали, жили, как все, ничем особенно не знамениты.

А если мы посмотрим на себя, то увидим, что часто говорим о себе, как о имеющих какие-то добродетели, и даже в наших исповедях прослеживаются слова оправдания себя: да, мы – грешники, но мы стараемся и другим помогать, всю жизнь старались для других, не для себя. Разве никогда не слышали мы от себя таких слов или не было пободных мыслей в голове? Нужно осознать, братья и сестры, если в нас это есть, значит, нет у нас этих добродетелей. Что же нам делать? Неужели получается, что не нужно искать для себя никаких дел, никаких подвигов. Как не прийти после этого в отчаяние о своем бессилии?

Нужно понимать и знать, как происходит наша духовная жизнь, что Богу важны не наши добрые дела, а то, что находится у нас в сердце. И все те добрые дела, которые мы делаем – это только средства, чтобы воспитать в себе добродетели. По словам святых отцов, если нам не хватает милосердия, мы должны творить дела милосердия, дела любви. Тогда постепенно милосердие должно прийти к нам. А если мы, не имея милосердия, будем превозносить себя за наши маленькие дела, добродетель не будет жить в нас. И это касается всего, что происходит в нашей жизни. Молитва, посещение храма, домашняя молитва – это не для того, чтобы исполнить правило, долг перед Богом, а чтобы полюбить молиться. Пост не для того, чтобы исполнить долг перед Богом, совершить подвиг, а для того, чтобы полюбить воздержание, найти в этом ценность, пользу для себя. Будем внимательно, разумно относиться к себе и не просто повторять за другими, а искать истину и смысл каждого нашего дела.

Богу нашему Слава, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.