Без поста мы духовно погибнем Печать

16 февраля в Гуслицком монастыре состоялась встреча с Валентиной Андреевной Звонковой и Верой Ивановной Федоровой, духовными чадами протоиерея Михаила Труханова. Они вспоминали о батюшке и делились с нашими прихожанами воспоминаниями о том, как в их общине проходил Великий пост, как надо поститься.

О защите поста

В 90-е годы ХХ века в Церкви поднимался вопрос о том, чтобы сделать послабление для верующих на время поста. Когда шла подготовка к архиерейскому собору, то этот вопрос серьезно обсуждался. Предлагалось поститься в Великий и Рождественский посты по одной неделе, в Успенский и Петров — по два дня.

Когда отец Михаил услышал об этом (а он относился к соблюдению всех церковных правил очень ревностно), то тут же стал работать над книгой о посте. Подготовив эту книгу, он вручил ее владыке Филарету, который его обнял и сказал: «Батюшка, какое вы сделали великое дело: в самый нужный, критический момент для Церкви вы подготовили этот труд».

Эта книга называется «Апология христианского поста», то есть защита поста и доказательство того, что пост ни в коем случае нельзя отменять: без поста мы просто духовно погибнем, потому что пост и молитва дают христианину силу для победы над всеми нашими страстями и бесовщиной.            Но к счастью, когда вопрос о посте дошел до афонских отцов, они прислали телеграмму, где сообщили, что если сейчас отменить посты, то в Церкви произойдет новый раскол, после чего было принято решение: этот вопрос разослали всем автокефальным церквам на доработку. И слава Богу, по сей день посты не отменили.

 А книга батюшки «Апология христианского поста» издавалась не один раз: расходилась она мгновенно, желающих прочитать ее, познакомиться с ней было очень много. Потом люди просили, чтобы мы ее еще издали, но приложить труд к изданию, сами понимаете, было не так просто. Правда, сейчас мы эту книгу включили в издание батюшкиных трудов. Выходит первый труд о христианской вере, в него включена книга о посте. Книга эта очень интересная: в ней батюшка приводит много примеров исцеления больных, когда люди постились, молились и получали исцеление не только физическое, но и духовное. Также он приводит свидетельства нашей современной медицины, которые тоже доказывают, что пост очень полезен для здоровья. Многие врачи говорили, что наша Святая Церковь поступила очень разумно, что установила посты, потому что они много значат для нашего здоровья, особенно самые строгие, без масла.

 11032014 7Об исцелениях и маловерии

Если кто-то жаловался батюшке на здоровье, он говорил: «Да ты и болеешь, потому что не соблюдаешь пост! Чем ты будешь строже поститься, тем ты будешь здоровее». И поэтому причину нарушения поста он видел только в маловерии человека. Не зря он говорил: «Неужели на самом деле стакан молока выше, чем Воля Божия и Господь?» — и добавлял: «У вас просто нет веры, поэтому вы так и относитесь к посту».

Можно привести массу примеров и из его книг, и из жизни, когда пост помогал болящим исцелиться. Вспоминается Евдокия, которая буквально умирала: у нее был рак четвертой степени. Когда батюшка сказал, что ей нужен самый строгий пост, мы, конечно, были все поражены и удивлены, потому что, по словам врачей, ей надо было употреблять и кефир, и масло. Но когда она в конце поста, в Великую Субботу, пришла в храм, это было чудо. Врачи говорили, что ей остался месяц, а она прожила еще девять лет. Батюшка писал еще о выздоровлении отца Владимира, у которого был туберкулез. Ему наш батюшка тоже посоветовал строго поститься и сам за него молился, чтобы Господь дал ему хотя бы пятнадцать лет жизни, пока дети вырастут. Уже потом, после смерти отца Михаила, нашелся листок, на котором рукою батюшки было написано: «Встретил о. Владимира через пятнадцать лет у преподобного Сергия, и как я рад, что он снова здоров и продолжает трудиться». Все эти исцеления, конечно, не просто так давались: батюшка, когда молился за болящих, тоже строго постился. И помощь Божия приходила в ответ на труд молитвы и поста.

Потом был такой случай: у одной женщины (это она пишет в воспоминаниях о батюшке) дочка отравилась. Женщина пришла в панике к батюшке: «Батюшка, что же делать? Все, погибла моя дочка». Батюшка ей говорит: «Ну что же, давай вымаливать вместе». И он назначил ей пост: до трех часов не есть, потом есть без масла и класть по пятьсот поклонов каждый день. В результате девушка была спасена. Женщина пришла и поблагодарила батюшку, а он ей сказал: «Ну, мы закончили с тобой подвиг». То есть к ее подвигу он прилагал и свой: не только сама она постилась и молилась, но и он постился и молился вместе с ней.

 Кто постится, тому помогают Ангелы

Отец Михаил поистине был подвижником, поэтому он к посту так серьезно относился. И такое отношение было у него с самого детства: он уже тогда вместе с отцом с Великого Четверга до Пасхи ничего не ел  и не пил. Затем он четыре года ездил в летние экспедиции, в пустыни, где часто ничего не принимал в пищу. После этого в его жизни было пятнадцать с половиной лет каторги, но про это и говорить нечего: это постоянный голод и холод.

Когда он вернулся с каторги, у него был обнаружен туберкулез, и ему требовалось усиленное питание. Он стал молиться: «Господи, ну как же я буду нарушать пост-то, Великий пост?» И во сне услышал голос: «Кто исполняет пост, тому помогают Ангелы». Он проснулся и говорит: «А пост я буду выполнять строго!» Домашние его, конечно же, были в ужасе: «Да ты что, совсем с ума сошел? Тебе надо есть сливочное масло, тебе надо подкрепляться, а ты опять хочешь поститься?» Во время поста батюшка причащался еженедельно, конечно, постился очень строго, а в конце поста у него никакого туберкулеза не оказалось. 

 Пост — это послушание Богу

Вообще, о батюшке можно без конца рассказывать: личность совершенно необыкновенная. Почему он так относился к посту? Потому что пост — это не просто ограничение в пище, это послушание Богу. А мы, как он говорил, неправильно понимаем, что такое пост. Как он писал в своей книге, в раю вообще не было скоромной пищи, а было всего-навсего послушание или непослушание Богу. Он всегда говорил, что можно питаться совершенно простой пищей и быть здоровым: лошади вообще питаются овсом, а какой груз они выносят! Люди до потопа питались только растительной пищей, поэтому нам только кажется, что мы не поели мяса или не поели сыру — и у нас не будет сил. Это полное обольщение человеческое.

Батюшка вообще ел очень мало, что нас всех удивляло. Бывали такие дни, когда у нас собирались гости, а в комнате помещалось четырнадцать-пятнадцать человек. Собиралось по четыре застолья, значит, человек по шестьдесят у батюшки за день бывало. Но как первую чашечку чая ему нальем и положим что-то на тарелочку, так эта чашка и тарелка у него и остаются, пока в восемь часов он не проводит всех гостей. И это было не наигранно, это было настолько естественно, что мы понимали, что питание не представляло для него чего-то ценного…

Выполняя послушание Церкви, батюшка так трепетно относился к посту, что и не передать. Он всегда говорил, когда было застолье в постный день: «Слушайте, ну как мы с вами можем сейчас есть сыр или яйцо, если, представляете, Христос рядом стоит!» Батюшка Спасителя ощущал так, как будто действительно Он за ним наблюдал, и всегда говорил: «Ну как я могу позволить то, что не благословляет Церковь, ведь Господь же вместе с нами, Он нас благословляет, и неужели вы думаете, что вот эта пища, которую не благословил Христос, пойдет вам во здравие? Она никогда вам во здравие не пойдет». Когда к нему приходил кто-то и говорил: «Батюшка, вот мне врач разрешил пост нарушить», — он отвечал: «Ну, иди к распятию, покажи Спасителю свою справку и скажи ему: «Господи, вот я буду нарушать пост, потому что мне врач разрешил»».

 Советы батюшки — в его книгах

После разговоров с батюшкой мы действительно ощущали какой-то трепет, чувствовали, что Господь стоит и слушает нас. Ну и потом, после этих бесед, духовные чада просили его: «Батюшка, напишите нам обо всем этом, ведь вы же не вечный, вы уйдете от нас». Так и стали по очереди появляться батюшкины книги. Хочется, конечно, чтобы все его труды вышли в свет. Когда батюшка их создавал, то и не думал о том, что эти книги когда-то будут печататься, и писал он их для своих духовных чад. Это было тяжелое время, когда батюшку могли в любой момент снова арестовать.

Но сейчас время поменялось, слава Богу, мы живем свободно, печатаются книги тоже свободно, поэтому очень хочется, чтобы все труды отца Михаила стали доступны людям. Ведь батюшка с таким трепетом относился к своим книгам! В одной из них он даже пишет так: «Господи, да одеревенеет рука моя, да онемеет язык мой, если я кому что-нибудь скажу на соблазн и на погибель, пусть лучше эта писанина моя не выходит...»

Поэтому каждую работу он писал с особой молитвой. Иной раз зайдешь к нему в комнату, а он стоит на коленях. Пройдет час после этого,  уже и обедать пора, спрашиваем: «Батюшка, чего ты опять стоишь?», а он отвечает: «Да вот  никак одно предложение написать не могу, бьюсь, бьюсь — никак не получается». То есть труды батюшкины просто все пропитаны молитвой, поэтому очень важно услышать, что он нам советует. Кроме того, при разборе его архивов нашлись его ночные записки. Может быть, мы их тоже напечатаем, потому что они очень интересны. Когда он ночью молился, то во время молитвы записывал мысли, которые ему приходили и о которых он просил Бога. А днем он начинал их обрабатывать, искать подтверждение своим мыслям в Священном Писании и у святых отцов.

Первая книга отца Михаила — «Об истоках христианской веры», вторая — «Как спастись в современном мире. Апология христианского поста», третья — «Прикосновение любви», в ней батюшка пишет о том, как мы должны любить Бога, и последняя — «О поминовении усопших». И еще можно сказать об одной книге — «Православный взгляд на творчество». В ней батюшка постарался ответить на многие интересные вопросы о богослужении, о творчестве, об отношении к науке и к литературе. Ну а те, кто брал в руки его книгу «Воспоминания: первые сорок лет моей жизни», вообще не могли от нее оторваться: прочитывали за два-три дня. Хотя книги отца Михаила и требуют серьезного, вдумчивого чтения, мы уверены, они доставят вам большое удовольствие. А духовные чада батюшки считают его книги настольными, и на каждый свой вопрос они находят в них ответ.

* Протоиерей Михаил Труханов родился в 1916 году. Отошел ко Господу 16 марта 2006 года. С 1941 по 1956 год батюшка находился в тюрьмах, концлагерях и на принудительном поселении. Был арестован во время учебы в Московском институте геодезии и картографии за организацию кружка по изучению Библии. В 1956 году был реабилитирован и вернулся домой с тем же Евангелием (отцовским благословением), с которым его забрали. Отец Михаил еще и духовный писатель. Его книги широко публикуются и переиздаются.