Что значит быть христианином в современном мире, что означает евангельский поступок? Печать

Христианин, прежде всего, является последователем Господа Иисуса Христа. Апостол Павел в послании ко Евреям говорит: Иисус вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Следовательно, христианские критерии в современном мире и сейчас остаются теми же, что и во времена апостолов. Критерии эти разнообразны и могут быть обнаружены нами на каждой странице Священного Писания Нового Завета: как в заповедях Христа Спасителя, так и в Его личном примере и примерах Его последователей и  учеников.

Прежде, нежели христиане начали называться «христианами», они все до одного назывались просто «учениками». Поэтому, чтобы быть христианином, то есть последователем Иисуса Христа, необходимо во все времена изучать Священное Писание. По мысли святителя Филарета, митрополита Московского, никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждою. Об этом говорил ещё апостол Петр – христиане должны быть готовы всякому, требующему у них отчета в их уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр. 3:15).

 Если Господь всегда Тот же, то и слова Его непреложны: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше (Ин. 15:20). И если в определенные периоды истории открытых гонений на христиан и не происходило, всегда имела место у разного рода людей  какая-то неприязнь к христианам, а именно: к их образу жизни – чистому, праведному, кроткому. Противники христианства, привыкшие жить по своей воле и делать только все угодное своей плоти, не стесняются никакого греха и не терпят противоположного им – христианского образа жизни. Жизнь именно среди таких людей при условии строгого следования во всем христианским критериям и является настоящим современным евангельским поступком, который даже равен подвигу.

14032014 3

Христианство открывается не только в наших строго религиозных взглядах, но и во всем, что мы делаем и говорим. Человек с подлинно православным христианским мировоззрением любую часть своей жизни живет как христианин – и дома, и на работе, и наедине с самим собой. Однако, для того, чтобы реализовать христианские идеалы в повседневной жизни,  необходим каждодневный молитвенный и учебный труд.

К сожалению, в современном мире мало кто стремиться приложить даже какой-то незначительный труд к своей духовной жизни, и практически никто не желает тратить свое свободное время на духовное образование. Количество учащихся в духовных школах и на курсах, по сравнению со светскими учебными заведениями, ничтожно мало. Причин этому множество, но одна из них — это та, которая выделяет современное общество из предшествовавших ему: жизнь только для самого себя. Такое потребительское мировоззрение бывает не чуждо и христианам, когда на первый план в молитвах выходит желание получить что-либо, например, здоровье, благополучие, счастье или что-то материальное. При этом к таким желаниям прибавляется и другое – чтобы просимое пришло как можно быстрее и проще. Подобное не раз приходится наблюдать в храме, за богослужением или после него, когда люди, приходя в храм, даже не вникают в происходящее в нем, а желают совершить некий обряд – поставить свечку, подать записку, взять святой воды, освятить кулич. Приложить усилия и вникнуть в суть происходящего богослужения, в Таинства, совершаемые в Храме, в подготовку к ним, и, вообще, в суть духовной христианской жизни — такие люди не считают необходимым. Главное для них: получить, и — поскорее.

Поэтому главным евангельским поступком для христианина XXI века надо считать работу над самим собой, которая заключается в преодолении облегченного, потребительского отношения к вере и возвращении понятия о духовном труде.

Если не будет этой работы, если все останется, скажем так, на этапе призвания Богом человека, без ответной сыновней любви, то человек скоро потеряет и то, что имеет. Вначале – само призвание к христианству, а затем — и сами понятия о духовной жизни, перемешав их с языческими представлениями о Боге. Впоследствии же он вовсе предаст забвению, как бесполезные.

Напротив, каждодневный молитвенный труд – молитва, воздержание, участие в Таинствах Церкви, забота о доме Божием и о ближнем, кроткое, незлобивое отношение с ними в то время, когда вокруг господствуют либо агрессия, либо забота только о себе, является настоящим евангельским поступком, приближающим и уподобляющим человека Самому Богу, ибо сказано: вы боги (Ин.10:34),  итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48).

Итак, не нужно искать каких-либо особенных случаев для того, чтобы совершить какой-то выдающийся евангельский поступок. Надо каждодневно, в самом малом, исполнять Евангелие Сына Божия, чтобы не только не потерять звание христианина, но и исполнить главное назначение Евангелия – придти в единство с Богом (Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино (Ин. 17:21)) и стать сыном Божиим по благодати.

Иерей Александр Морозов, магистр богословия