Жены-мироносицы XX века Печать

 

Миpоносицы — носящие миро. Это те женщины, которые в ночь Воскресения Христова спешили ко Гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя. 

Евангельские жены

Мы знаем со страниц Святого Евангелия, что, когда Господь обходил со Своею проповедью гоpода и селения, вокpyг Hего всегда собиpалась толпа наpода. Сpеди этих людей, кpоме избpанных апостолов, Спасителя неизменно сопpовождала гpyппа женщин. Сначала их было немного, в дальнейшем — больше. Они следовали за своим Божественным Учителем не только с тем, чтобы поyчаться словам, исходящим из Его yст, но и с тем, чтобы, в силy всевозpастающей любви к Hемy, слyжить Ему всем, чем они только могли. Они заботились о ночлеге Господа Иисyса Хpиста, о Его пище и питии. Они, говоpит святой евангелист, слyжили Господy «имением своим» (Лк. 8: 3), своим имyществом. Для дела заботы о Спасителе они пpиносили то, что имели в своих домах.

Этих жен-миpоносиц за их подвиг любви наша Церковь почитает святыми, и, как святым, пpиносим мы в день их памяти свои молитвы, пpося о том, чтобы они молитвами за нас пpед Пpестолом Божиим помогали нам, гpешным, совеpшать свой пyть к вечномy спасению и воодyшевляли нас к такомy же подвигy.

Современные подвижницы

Однако жены, являющие нам святую жертвенную любовь, существовали не только во времена земной жизни Спасителя. В годы богоборческой советской власти многие женщины совершали подвиг изо дня в день, помогая страдавшим за веру Христову в лагерях, тюрьмах, находившимся в ссылке, — своим мужьям, отцам, духовникам, просто незнакомым людям. Рискуя собственной свободой и даже жизнью, они помогали осужденным продуктами, деньгами, медикаментами, литературой, отправляли посылки, вели переписку. Страх заключения, пыток, даже расстрела не мог поколебать их твердую веру. Они исполняли Евангелие собственной жизнью, они служили Тому, Кто сказал: «Был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 36).

Мученица Татиана Гримблит

«Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них», — говориламученица Татиана Гримблит.

Она родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего Николая Гримблита. Воспитанная в глубоко христианском духе, желая подвига и ища совершенства в исполнении заповедей Господних, она, едва окончив школу, посвятила свою жизнь помощи ближним. В 1920 году завершилась на территории Сибири гражданская война и начались репрессии против народа, а вскоре и сам сибирский край с его обширными пространствами стал местом заключения и ссылок. В это время Татьяна постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их заключенным. Приходя в городскую тюрьму, она спрашивала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, и тем передавала.

140

В 1923 году Татьяна повезла передачи нуждающимся заключенным в тюрьму в город Иркутск. Здесь ее арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной деятельности, которая заключалась в благотворительности узникам, но через четыре месяца освободили. С этого времени до дня своей мученической кончины она провела в тюрьмах, ссылках и лагерях в целом двенадцать лет. Но, возвращаясь из заключения, она еще активнее помогала оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала лично. Посещения заключенных и помощь им стали ее подвигом и служением Христу. В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно.

В ее деятельности для всех страждущих была ощутима не только материальная поддержка, но и поддержка словом — в письмах, которые она посылала. Для некоторых она в иные периоды становилась единственным корреспондентом и помощником. Епископ Иоанн (Пашин) писал ей из лагеря: «Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил и не знаю, как Вас благодарить за него. Оно дышит такой теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил его, — был для меня один из счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал: владыке Николаю и отцу Сергию — своему духовному отцу. Да! Доброе у Вас сердце, счастливы Вы, и за это благодарите Господа: это не от нас — Божий дар. Вы, по милости Божией, поняли, что высшее счастье здесь — на земле — это любить людей и помогать им. И Вы — слабенькая, бедненькая — с Божьей помощью, как солнышко, своей добротой согреваете обездоленных и помогаете, как можете. Вспоминаются слова Божии, сказанные устами святого апостола Павла: «Сила Моя в немощи совершается». Дай Господи Вам силы и здоровья много-много лет идти этим путем и в смирении о имени Господнем творить добро».

Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Супруги Осоргины

Георгий Михайлович Осоргин родился 25 октября 1893 года. Происходил из старинного дворянского рода, служил тульским губернатором. Окончил Пажеский корпус. После ссылки царской семьи на Урал принимал участие в попытке ее освобождения. Был арестован и приговорен к расстрелу, но чудом остался в живых. С 1923 года женат на Александре Михайловне Голицыной, у них родилась дочь Марина.

Шестого февраля 1925 года арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы; в апреле 1928 года после столкновения с начальником тюрьмы отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения.

Через несколько месяцев благодаря хлопотам Екатерины Павловны Пешковой (первой жены Горького) Александре Михайловне удалось добиться разрешения посетить мужа в Соловецком лагере. Целый месяц они прожили в каюте пришвартованного у острова корабля.

Спустя год с небольшим она вновь приехала навестить мужа. А вернувшись, сияла от счастья: супруги посчитали, что через шесть лет срок заключения закончится и они всей семьей отправятся в ссылку. Однако вскоре после возвращения Александра Михайловна узнала, что ее муж был расстрелян в Соловках 16 октября 1929 года.

Вот что говорится по этому поводу в «Архипелаге ГУЛАГ» А. И. Солженицына: «Осоргин назначен к расстрелу. И в этот самый день сошла на соловецкую пристань его молодая (он и сам моложе сорока) жена! И Осоргин просит тюремщиков: не омрачать жене свидания. Он обещает, что не даст ей задержаться долее трех дней, и, как только она уедет — пусть его расстреляют. И вот что значит это самообладание, которое за анафемой аристократии забыли мы, скулящие от каждой мелкой беды и каждой мелкой боли: три дня непрерывно с женой — и не дать ей догадаться! Ни в одной фразе не намекнуть! не дать тону упасть! не дать омрачиться глазам! Лишь один раз (жена жива и вспоминает теперь), когда гуляли вдоль Святого озера, она обернулась и увидела, как муж взялся за голову с мукой. «Что с тобой?» — «Ничего», — прояснился он тут же. Она могла еще остаться — он упросил ее уехать. Когда пароход отходил от пристани — он уже раздевался к расстрелу».

Клавдия Пискановская

Клавдия была супругой священномученика Николая Пискановского. И отец, и дед отца Николая были священниками. Родился он 1 мая (ст. стиля) 1887 года. В начале 1913 года Николай Пискановский был рукоположен в дьяконы. В том же году он женится на Клавдии, дочери уважаемого протоиерея из села Страдеч.

В 1922 году отца Николая арестовали, а после девятимесячного пребывания в тюрьме вместе с другими арестованными повезли в Екатеринослав (Днепропетровск), где был устроен показательный судебный процесс над «церковниками». Отца Николая приговорили к году тюрьмы, но через три месяца выпустили, направив в ссылку в Екатериноград (Кировоград). С этих пор и до конца жизни у отца Николая лишь два социальных статуса — либо заключенный, либо ссыльный.

05052014 3

Семья отца Николая (жена Клавдия Петровна, мать Мария Ивановна (р. 1852) и трое детей)  ездила следом за отцом Николаем по городам и весям без всяких средств к существованию. Кров и пищу им давали незнакомые добрые люди. Например, в Екатеринограде пришла старушка по имени Ксения и сказала, что она от блаженной Ксении Рыбинской, и в течение месяца ежедневно приносила хлеб, молоко и другую скромную снедь.

Четырнадцатого сентября 1928 года отца Николая увозят на Соловки. Там он получил записку от жены и сына: «Мы всегда радуемся, думая о твоих страданиях за Христа и его Церковь. Радуйся и ты о том, чтобы и мы сподобились быть снова и снова гонимыми за Господа». И 11 февраля арестовали матушку Клавдию Петровну, приговор — пять лет Соловков. Она проведет в УСЛОНе больше трех лет, но на острова так и не попадет. Тем не менее Клавдии Петровне довелось встретиться с мужем на пересыльном пункте в Кеми в момент формирования этапа, с которым отца Николая отправляли с Соловков. Об этом пишет Д. С. Лихачев: «Отец Николай знал, что его жену также арестовали, и очень беспокоился о детях: что их возьмут в детдом и воспитают атеистами! И вот однажды, когда его вывозили из лагеря, в Кемперпункте (Кемский пересыльный пункт) он стоял в мужской очереди за кипятком. С другого конца к тому же крану подходила женская очередь. Когда отец Николай подходил к крану, он увидел свою жену. Их заслонили заключенные (разговаривать мужчинам с женщинами было строго запрещено), и отец Николай узнал радостную для него весть — детей взяли верующие знакомые...»

 Любовь не бывает без жертв

Мы не должны быть подобны тем, о ком сказал Спаситель в Своей пpитче: «Они временем веpyют, а во время искушения отпадают» (сp.: Лк. 8: 13). Святые жены-миpоносицы во имя любви ко Господy пpинесли в жеpтвy все те стpахи и опасности, какие сопyтствовали им под покpовом ночи, когда они тоpопились к доpогомy Гpобy yсопшего Спасителя. Своим пpимеpом они говоpят нам о том, какой должна быть любовь ко Господy. Любовь не бывает без жеpтв. Истинная любовь — всегда любовь жеpтвенная. Истинная любовь — не кpатковpеменный поpыв нашего сеpдца. Она постоянна, кpепка и никогда не yмаляется. Она неизменна и в pадости, и в благополyчии, в счастье, и одинаковым огнем горит в сеpдце каждого истинного хpистианина в минyты скоpби, в дни испытаний, в годины болезней.

                                                                          Подготовила Елена Розанова

При подготовке материала были использованы следующие источники: Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним», Волков В. О. «Священномученик отец Николай Пискановский», Солженицын А. И. «Архипелаг ГУЛАГ», «Записки князя Кирилла Николаевича Голицына».