Беседа с духовником. О крестном пути Печать

Основатель Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря, игумен Парфений (Агеев), в 1839 году прибыл на Святую Афонскую Гору с целью остаться там навсегда. Прежде всего он нашел себе старца-духовника, которому мог всецело довериться с пользой душевной.  В то время на Афоне славился своей подвижнической жизнью, опытностью русский иеромонах Арсений. Предлагаем вашему вниманию описание их первой встречи (из автобиографического труда игумена Парфения «Странствия по Афону и Святой Земле»).

23032015 2

 

«Подошедши к дверям, сотворил молитву. Духовник, сказавши «аминь», вышел. Я упал к ногам его. Он благословил меня, и я облобызал десницу его. Потом он спросил: «Что любезный, желаешь от меня?» Я отвечал: «Желаю, отче святый, иметь с вами беседу». Он же ввел меня в келлию свою, и приказал сесть, и начал вопрошать: «Знать, брате, недавно пришел во Святую Гору, что я тебя прежде никогда не видал?» Я отвечал: «На сих днях только пришли, отче святый». Он паки вопросил: «От какой страны пришли?» Я отвечал: «Из молдавской страны, отче». Он паки: «Каким путем пришли: по морю или посуху?» Я отвечал: «Сухим путем, отче». Он паки: «С каким намерением пришли во Святую Гору Афонскую: поклониться только или на жительство?» Я отвечал: «Аще угодно будет Богу и Божией Матери, я пришел препроводить здесь остальную жизнь свою и скончать живот свой». Он же сказал: «Благое твое намерение; только – аще по воле Божией будет. Какую желаешь жизнь себе избрать: монастырскую, или общежительную, или скитскую, или келейную, или пустынную?» Я отвечал: «Не знаю, отче святый, как будет угодно Господу Богу и Божией Матери, и отцу моему духовному. Я пришел во Святую Гору Афонскую место избрать не по своей воле, но пришел найти себе старца и руководителя отца духовного, и препоручить ему свою душу и тело, и где он благословит, там и жить буду. С тем меня послали и отцы молдавские, чтобы по своей воле не жить.

И просил я Господа Бога моего и Его Матерь, Пречистую Деву Марию, нашу Владычицу Богородицу, да сподобят мне обрести старца и отца духовного. И Господь мой Иисус Христос и Его Пречистая Матерь услышали мою молитву и сподобили меня обрести вашу святыню; и теперь избираю вас себе за старца и отца духовного, и препоручаю вам свою душу и тело, и вы будьте мне старец и отец духовный, наставник и руководитель к вечному блаженству. И отдаю всю свою волю на ваше рассуждение и распоряжение, даже до самой моей смерти. И где вы меня благословите жить, там и буду; аще вам угодно, то да не изыду из келлии вашей, но всегда с вами пребуду, и послужу вашей старости».

23032015 1

Он же сказал: «Велико обещание творишь; но аще его до конца исполнишь, то благо тебе будет. Только надобно много тебе приготовиться к терпению, потому что много надобно претерпеть и перенесть скорбей и искушений. Мое распоряжение будет не по твоему хотению и желанию, ниже по моему человеческому, но по Божией воле. А Господь Бог не хощет, чтобы мы, рабы Его, были в спокойствии телесном или во утешении плотском, но проводит верных Своих рабов узким и тесным и прискорбным путем, многими скорбьми и напастьми, тем путем, которым Он Сам, Творец и Создатель наш, прошел, образ Собою показал. Он Сам, бывши, претерпел гонение, хуление и поругание, мучение и заплевание, и после понес крест Свой, и на нем распят. И во всем показав нам пример, сказал и нам, Своим ученикам: Аще кто хощет Мне итти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми (Лк 9,23). Вот, возлюбленный брате, каков Христов путь! Он в мире сем весьма прискорбен; но хотя и прискорбен, но приводит в вечное блаженство: узкий и прискорбный путь вводит в жизнь вечную, а широкий и пространный путь вводит в пагубу. И аз поведу тебя путем узким и прискорбным, по воле Божией, хотя он тебе покажется жесток и несносен. Захочешь ли по нему до конца идти? Не великое дело – положить начало; но то велико – кто до конца начатое доведет. Мое распоряжение будет тебе трудное и тяжкое, и аще не восхощешь его исполнить, получишь сугубое наказание, потому что узнавши волю Божию, не совершишь. Кто не знает и не сотворит, тот наказан бывает, но меньше.