Строгого Бога полюбить труднее Печать

Осенью в нашей обители состоялась встреча родителей, чьи дети учатся в воскресной школе, с иереем Алексием Кнутовым по поводу православного воспитания подрастающего поколения. На встрече были затронуты самые разные темы, с которыми вы, дорогие читатели, также можете ознакомиться.

Ребенок – свободная личность

Религиозное воспитание детей является самым настоящим искусством. Мудрость воспитания заключается в том, чтобы чувствовать ребенка и понимать, в какой момент можно «нажать» на него, а в какой момент отпустить ситуацию. Особенно важно это в духовном воспитании. В младшем  школьном возрасте ребёнок ещё готов слушать родителей. Его водят  в храм, причащают. Он читает молитвы по просьбе родителей, не то чтобы из-под палки, а просто по послушанию. И вот с наступлением переходного возраста многие дети отходят от Бога. Это, можно сказать, трагедия. Но это не значит, что ребёнок больше не вернётся в храм. Подростковый возраст очень сложный. Вероятно, что в этот период человек может наломать много дров. И нужно заранее готовиться, чтобы этот кризис веры не произошел.

Возможно, лучше на нежелание ребёнка идти в храм сказать: «Хорошо, мы пойдём в церковь, а ты оставайся дома. Только никуда не уходи и веди себя хорошо». Даже к маленькому ребёнку должно быть уважение и отношение как к взрослому с самого раннего возраста. Уважение к его личности очень важно для его правильного становления. Нашей дочке два с половиной года, но как-то так получается,  что к ней мы относимся как к равноправному члену семьи. У неё есть своё мнение, и с этим надо считаться. А что делать? С ней надо договариваться. Ей, например, очень нравятся прогулки на улице, и соответственно от этого нужно отталкиваться. «Сначала надо то-то сделать, а иначе не пойдём гулять». На это она реагирует.

Отношение к ребенку с самого детства как к взрослому помогает ему выработать чувство ответственности за свою жизнь, поступки, поведение. Это средство борьбы с инфантилизмом, который сейчас является педагогической проблемой, при этом, конечно, взрослый остается взрослым, а ребенок – ребенком.

Доверительные отношения с детьми строить никогда не поздно. Если есть уважение к ребёнку как к свободной личности, то закономерным следствием будет появление у ребёнка доверия к своим родителям. Очень важно, чтобы он рассказывал им о своих переживаниях, сомнениях, открывал свои страхи. Соответственно, если отношения доверительные, то дети будут решать свои проблемы вместе с родителями. Не должно быть запретных тем, важно уметь говорить с ребенком обо всем на доступном ему языке. Из опыта известно, когда есть такая открытость, то легче преодолеваются трудности, чем, если ребёнок будет держать все в душе, хотя, может, родители и без слов все видят и понимают. Например, если дети скучают в храме во время службы, постарайтесь, чтобы они сами признавались вам в этом, чтобы честно говорили: «Мне скучно». Тогда объясните ребёнку, что это искушение, труд, борьба, что и взрослым бывает скучно, но это необходимо преодолевать. Способность ребенка быть открытым с родителями - это уже приобретение навыка к исповеди.

Если в семье есть доверительные отношения, то это прочный фундамент для дружбы между её членами до самой смерти. Эта связь между родителями и детьми не прекращается и после смерти одного из членов семьи, ведь у Бога все живы и никто не умирает. Дети молятся после смерти родителей, бывает, они уходят в могилу раньше их, но их общение всё равно продолжается. И в Царствии Небесном, если его сподобятся и те, и другие, они будут находиться рядом.

О детской молитве

Уважение к ребёнку как к взрослому нужно проявлять и в духовной сфере. Воспринимайте его как полноценного члена церкви. Несмотря на то, что он еще маленький, он уже несет ответственность перед Богом за свою семью. Мы, например, когда происходят какие-то важные события в нашей семье, просим Дуню, чтобы она тоже молилась. Молитва для неё – перекреститься и сделать земной поклон, но делает она это осознанно, внутри у неё закладывается, что она тоже принимает участие в семейных событиях, что она тоже член этой малой церкви, т.е. семьи. Она молится, и это имеет большое значение. Ведь детская молитва имеет большую силу перед Богом.

Глубоко убёжден, что молитва – это основание нашей веры, фундамент. Как говорят, молитва – это душа веры. Если возникает проблема в молитвенном делании человека, то это сразу отражается на всей его вере. Горячая живая молитва – горячая вера; сухая формальная молитва – сухая вера.

Случается, что воцерковляющиеся родители проявляют такую ревность, что хотят приучить ребёнка слушать и читать все утренние и вечерние молитвы. Это совершенно неправильный подход. Есть, конечно, духовно одарённые дети, для которых эти молитвы в радость. Замечательно: пусть молятся! Но специально приучать к этому не нужно. У них своя мера, свой объём.

Еще один важный момент. Научите ребенка правильно, благоговейно совершать  крестное знамение. Необходимо приучить его креститься всегда перед выходом на улицу - «Господи, благослови!» Пришёл домой живой и невредимый без синяков и ссадин – перекрестился и «Слава Богу!» Пусть осеняет себя крестным знамением перед сном, с утра, перед началом занятий. Детская молитва должна быть краткой, что свойственно их возрасту. Желательно, чтобы уклон был в «певческость» молитвы – дома читать нараспев «Отче наш», «Богородице Дево радуйся», «Господи, помилуй», «Царю Небесный». Дети любят петь, через пение они втягиваются в молитвы, которые они сами потом напевают, когда заняты делом или играми. Через эту «певческость» ребёнок воцерковляется, хотя пока и не понимает слов.

Необходимо приучить ребёнка непосредственному обращению к Богу. Не только семи- девятилетний ребёнок вполне может это делать, но и двух-четырехлетний. Молиться за всю семью, за учителей, за президента даже, чтобы Господь помогал. Ребёнок будет ясно знать, что такое вера, что она даёт конкретный результат в жизни - чтобы не болели, чтобы всё было хорошо, чтобы хорошо сложилась поездка. Мы молимся, и Господь помогает в большей степени, чем если мы не молимся. Великое славословие в конце утрени заканчивается такими словами: «Пробави, Господи, милость ведущим Тя». «Ведущим» - т.е. тем, кто Тебя знает. А кто Его знает? Тот, кто молится. «Добавь милость тем, кто Тебя знает».

Важно приучать детей к молитве перед едой и после. Это должно впитаться с молоком матери. Молиться хотя бы кратко: «Господи, благослови» перед едой и «Господи, слава Тебе» после еды. Такое благодарение Богу очень важно так же, как брать благословение на разные занятия. Это всё превращается непосредственно в навыки. А потом, по мере возрастания, можно увеличивать количество молитв. Но основная цель - добиться того, чтобы у ребёнка было восприятие Бога как Живой Личности, с Которым можно поговорить, Которому можно излить свои душевные скорби, проблемы, попросить о помощи. Но эту потребность нужно формировать, учить, что Господь помогает нам на каждом шагу, что без Его помощи будет очень плохо, а тем, кто молится, Господь подает особое благословение. Благословил Господь Авраама, и от Авраама произошёл великий народ. Не только по плоти, но и по духу. Все мы, верующие - чада Авраамовы.

Особенности детского возраста

Хорошо бы каждому родителю знать о том, какие периоды в жизни бывают у детей, ведь очевидно, что в семь-десять лет перед ребёнком стоят одни жизненные задачи, в одиннадцать – совершенно другие. Обязательно нужно учитывать эти особенности. В определенном возрасте появляется стремление делать всё самому. Он говорит: «Я САМ», и если ему не давать это сделать, он начинает капризничать, впадать в истерики. А всего лишь два месяца назад ему помогали, делали за него, и он это спокойно принимал. Вполне естественно, что такое изменение происходит в его личностном развитии. Хорошо бы вооружиться знаниями и быть готовыми к происходящим переменам.

Периоды жизни человека: младенчество - до первого года, раннее детство – 1-3 года, дошкольное – 4-6 лет, младший школьный возраст – 7-10 лет, подростковый – 11-14 лет, юность – 15-20 лет, молодость – 21-29 лет, и, наконец, зрелость и старость. В каждом периоде есть свои особенности. Например, ребёнок в семь-десять лет воспринимает всё как ученик. А нужно, чтобы человек в любом возрасте ощущал себя учеником. Верующий всегда осознаёт себя учеником Божьим. Христиане - ученики Христовы. И взрослые, и дети должны жить так, чтобы каждый день жизни воспринимать как возможность узнать что-то новое, а встречу со всяким новым человеком – как возможность почерпнуть что-то полезное, так как каждый человек уникален, неповторим, и у каждого есть сильные стороны. Можно даже придумать игру: «А что ты сегодня узнал нового?». И пусть взрослые тоже ощущают себя учениками. Это самый правильный подход с точки зрения педагогики и с точки зрения нашей веры.

О детской исповеди

С раннего школьного возраста в религиозном воспитании на первое место выходит нравственность, которую  необходимо беречь и делать твёрдой, особенно в наше время. И здесь уже нужно быть требовательным, наказывать и жёстко пресекать, если будут какие-то отклонения.

Есть общий перечень грехов, которые для детского возраста особенно актуальны, например, лживость. Если она входит в привычку, то это беда! Нужно приучать ребёнка всегда говорить правду и только правду. В жизни бывают случаи, когда правду не надо говорить. Но если маленькому ребёнку сказать, что такое возможно, он в своём возрасте ещё не сможет сориентироваться. Блаженный авва Дорофей в своих беседах говорил, что «ложь во благо» может быть только раз в году. Мы, взрослые, можем это понять, а малыш не поймёт. В его возрасте нужно учить говорить абсолютную правду. Эта правдивость как раз и будет следствием правильного отношения к ребенку, построенного на уважительной свободе и доверительности.

Второй, распространенный грех у детей и подростков – это сквернословие. И нужно бороться «до крови» за чистоту речи. Можно сказать, что язык это ворота нравственности. Сейчас, идя по улице, от девушек-подростков такой мат можно услышать, что просто дурно становится! К сожалению, для них это обычная форма речи. Лет десять назад считалось, что девушке неприлично сквернословить, а сейчас это стало нормой жизни. Речь идёт о том, чтобы не допускать не только мат, но и разные жаргонные, вульгарные слова и обороты. Нужно целенаправленно прививать у детей любовь к русскому языку. Объяснять, что родной язык - это великое богатство, которое Господь даровал нашему народу.

Русский язык один из самых глубоких языков мира. Его необходимо хранить в рамках народа и семьи. Обращать внимание на речь - это не мелочь, ведь через речь дети познают мир. Следите за выражениями, словами: например, говорить «крыша поехала» – это жаргон. Так говорить не надо. Приучайте ребёнка говорить правильно. Конечно, в этом случае он будет отличаться от своих сверстников, которые говорят по-другому. Но речь идёт как раз о том, что ребёнок должен быть готов сознательно идти против течения. И даже в самом раннем возрасте он должен понимать, что как меня учат родители это правильно, а как поступают некоторые мои сверстники это неправильно. Почему неправильно? Потому что родители их не учат. То есть нужно объяснять так, чтобы не было осуждения. Пусть дети знают, что есть случаи, когда нельзя идти на уступки.

Необходимо показывать ребёнку отрицательный пример поведенческого плана. Например, панки - они странно выглядят, делают себе необычные причёски, и они не похожи на основную массу молодёжи. Панки целенаправленно выделяют себя так. Хотят показать, какие они оригинальные, что они не похожи на других. Но, не похожи своей неправильностью, своим вызывающим поведением, обезображиванием своего образа. Они не боятся быть непохожими на других, но в отрицательном смысле. А мы не должны бояться быть непохожими на других в положительном  смысле. Все будут прыгать с двенадцатого этажа, а я прыгать не буду. Зачем? Это глупость и сумасшествие.

О чтении

Сейчас люди мало читают не только в нашей стране, но и во всем мире. Это касается как взрослого поколения, так и молодёжи. Основная масса людей если и читают, то легкую литературу – книги одного дня – детективы, любовные романы, жёлтую прессу. А хорошую художественную литературу, которая вошла в сокровищницу мировой культуры, читают мало. Соответственно, надо прививать ребёнку любовь к чтению. Конечно, сейчас трудно спрятаться от телевизора и компьютера. Но, нужно ограничение. Ребёнок должен знать, что у него есть определённый лимит для просмотра телевизора, например, три-четыре часа в неделю и хватит, остальное время – для чтения. Вначале ему будет трудно объяснить, но надо сказать, что чтение развивает лучше, чем визуальный приём информации. Помимо этого нужно, чтобы сами родители подавали пример: больше читали и обсуждали прочитанное. Тот, кто любит русских поэтов: Фета, Блока, Пушкина, Есенина, Ахматову, не будет говорить на том языке, на котором говорят во дворе. Ему самому будет это противно. Нужно пытаться воздействовать на чувства –  «я не сижу и не пью пиво в подворотне потому, что это противно, это глупая  потеря времени. В мире столько всего интересного, что можно делать, и я буду это делать».

О поведении родителей

Самое главное в воспитании это собственный пример во всём, в том числе и в поведении в обществе, на работе, в семье, в отношении к своим обязанностям и к своим словам. Например, мы очень легко даём разные обещания как ближним, так и Богу, и не исполняем их. Мы говорим ребёнку: «Завтра я с тобой поиграю». Приходит назначенное время, а мы об этом забываем. Не исполняем слово, и это на самом деле является антивоспитанием, потому что дети сразу всё «улавливают». Раз родители не исполняют, значит и я могу не исполнять. Если есть какие-то запреты  дома, то первыми, кто их обязан исполнять, должны быть родители. Сила закона утверждается на факте его исполнения тем, кто его утверждает. Почему от нас может требовать исполнения Своего закона Господь?  Потому что Он Сам всё это исполнил, когда воплотился и жил на земле. Мы не можем сказать, что Господь нам дал невыполнимые заповеди. Не можем сказать: «Ты Бог, Ты не можешь знать, насколько тяжело быть человеком». А ведь это неправда, Он знает, как тяжело быть человеком. Он был им и остаётся, поскольку человечество на веки вечные воссоединилось с Богом в Лице Господа Нашего Иисуса Христа.

Восприятие Бога у ребёнка часто строится по аналогии с восприятием родителей. Вот почему так важно исполнение пятой заповеди. Если малыш растет и не чтит своих родителей, то он не будет чтить и Самого Бога. Если родители своим поведением дают искажённый образ отцовства и материнства, то у детей возникает искажённый образ Бога. Например, если родители будут слишком суровы и строги, то и восприятие Бога у ребенка будет как строгого судьи. Такого Бога полюбить труднее, чем Бога милостивого, любящего, но при этом нельзя забывать, что Бог справедлив. Конечно, на основе этих слов нужно вдохновиться и понять степень ответственности родителей. Она настолько высока, что мы себе даже не представляем! Тот образ, пример, который мы подаем детям, переносится на отношения ребенка с Богом. Например, Антон Павлович Чехов, замечательный русский писатель, считал, что в нашей жизни очень много пошлости в широком смысле этого слова и часто на этой теме строил свои рассказы. Он говорил, что в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и мысли. Он не был безбожником в отличие от других людей того времени, но отношение к вере у него было отстраненное. Его отец был очень ревностным и благочестивым человеком, но ревность не по разуму привела к негативным последствиям. Отец насильно заставлял детей петь на клиросе и многое другое. И это жёсткое религиозное воспитание дало свой отрицательный результат выработалось отстранение от религии. Такое воспитание, к сожалению, создало отрицательный образ Бога в представлении Антона Павловича. И дай Бог, чтобы этого не случилось с нашими детьми!

 

 

Рекомендуемая литература:

Монахиня Магдалина "Размышления о православном воспитании детей",

Свято-Троицкая Сергиева Лавра", 2008 г.

Сестра Магдалина "Мысли о детях в православной церкви сегодня", Храм Казанской иконы Божией Матери, 2008 г.

Святитель Феофан Затворник "Основы православного воспитания", Сибирская Благозвонница, 2009 г.

С.С. Куломзина "Наша Церковь и наши дети", Образ, Москва, 2008 г.

Старец Паисий Святогорец "Семейная жизнь", 4 том, Святая Гора, Москва , 2010 г.

Татьяна Шишова "Ребенок не слушается...?", Христианская жизнь", Клин, 2008 г.